Уже более десяти лет Александр Степанович Стародубцев возглавляет думский комитет, на котором лежит большая ответственность. Именно от него зависит, будет ли принят бюджет области в нужные сроки. Еще комитет контролирует его исполнение, прорабатывает многочисленные поправки. Помимо этого, через бюджетный комитет проходят важные налоговые законы, которых в области порой ждут не меньше, чем принятия самого бюджета. Сегодня с Александром Степановичем мы беседуем о работе комитета и облдумы за минувшие полтора десятка лет.
– Александр Степанович, как вы считаете, сегодня, 15 лет спустя, когда главный этап становления Думы позади, справляется законодательный орган со своими задачами, оптимальны ли его структура, стиль работы?
– В Думу я первый раз избирался в октябре 1996 года, уже около 13 лет нахожусь на депутатском посту. На моих глазах происходили самые важные думские события – и хорошие, и не очень. Можно смело сделать вывод: законодательная база, без которой невозможно плодотворно работать, уже сформирована. А это – самое главное. Принят Устав Сахалинской области, Регламент областной Думы, законы о статусе депутата, законодательной деятельности, бюджетном процессе и многие другие.
Что касается самой структуры Думы, то она за 15 лет изменилась заметно. Комиссии преобразовались в комитеты, уменьшилось число заместителей у председателя Думы и руководителей комитетов. Последний вариант: четыре комитета, один заместитель у спикера парламента – считаю оптимальным.
Ну а тот факт, что Дума соответствует поставленным перед ней целям, подтверждает уровень развития области. Мы не смогли бы двигаться вперед такими темпами без помощи законов, утвержденных островным парламентом.
– На вашем счету тринадцать принятых бюджетов. Какой из них вам запомнился больше всего и почему?
–Трудно отдать предпочтение какому-то конкретному бюджету, все они запомнились по-своему. Каждый из них – как дитя, которое ты растишь, а потом выпускаешь в жизнь и наблюдаешь за тем, что с ним происходит. Одни бюджеты рассматривались и принимались в деловой и спокойной обстановке, в них почти не вносили поправок, вокруг других кипели нешуточные страсти. При этом изменений и дополнений вносилось так много, что после принятия первоначальный проект бюджета порой было не узнать.
Одним из «революционных» можно назвать проект бюджета области на 2003 год. К этому законопроекту поступило рекордное за все время моей работы в Думе число поправок – 187! На заседании комиссии по бюджету и финансам, которую я возглавлял в то время, мы рассматривали эти поправки в течение двух дней – работали, что называется, не поднимая головы.
И это еще не все. Когда проект закона обсуждался на парламентских слушаниях, в рекомендациях было предложено его отклонить. Случай в общем-то беспрецедентный. Рекомендации парламентских слушаний депутаты на пленарном заседании не одобрили. В конце декабря 2002 года, после рассмотрения почти 190 поправок, что сопровождалось продолжительными дебатами, депутаты приняли бюджет сразу в двух чтениях.
– Помните первый из бюджетов области, который был утвержден Думой второго созыва?
– Как такое забудешь. Дума только начинала работать, у депутатов недоставало законо-творческого опыта. Зато было огромное желание работать и приносить пользу области. Сейчас интересно вспоминать: над проектом закона об областном бюджете и бюджетной системе Сахалинской области на 1997 год комиссия по экономике и бюджету работала три месяца. Сначала мы утвердили отчет об исполнении областного бюджета за 1995 год, затем рассмотрели на сессии вопрос «О ходе выполнения Закона Сахалинской области «О бюджетной системе Сахалинской области на 1996 год».
Представьте, что параллельно от администрации области то и дело запрашивались дополнительные данные, справки и расшифровки. Четыре дня напряженно работала согласительная комиссия: от островной администрации поступило шесть вариантов законопроектов о бюджете области на 1997 год. В конечном итоге закон был принят 12 марта 1997 года, хотя он должен быть утвержден до 1 января.
– Каков комитет по бюджету сейчас?
– Он, как и во все созывы, самый многочисленный. Сейчас в его состав входят 18 депутатов. Это мои коллеги, с которыми я проработал не один год, – А.Болотников, Л.Кацев, В.Любушкин, И.Бутовский, Б.Борисов – на их счету также несколько принятых бюджетов области. Новичков – Н.Захарчук, А.Жука, А.Кобелева, В.Тодорова – тоже дилетантами в бюджетном процессе не назовешь. Их мнение порой имеет большое значение при принятии итоговых решений комитета. Вообще, без всякого лукавства хочу сказать: сегодня состав комитета подобрался компетентный для того, чтобы принимать важнейшие документы. А сроки для этого часто сведены до минимума. К примеру, на рассмотрение проекта бюджета после его внесения в Думу отводится всего сорок пять дней, на подготовку его ко второму чтению вообще дано только две недели.
Конечно, комитет не смог бы так четко и слаженно работать без наших верных помощников – главных советников. Многие переходят с депутатами из созыва в созыв, опыт аппарата и багаж его знаний обеспечивают высокий уровень законотворчества.
– Наверняка за время вашей депутатской работы в каждом созыве были моменты, которые вы хотели бы выделить, – принятие какого-то закона, интересные поездки, встречи или еще какие-либо яркие события...
– Их действительно было немало. Но сейчас я бы особо выделил международную поездку, которая состоялась во втором созыве. В составе делегации облдумы я побывал в штате Аляска по приглашению Законодательного собрания. Между ним и нашей Думой была достигнута договоренность о развитии региональных межпарламентских связей. Заморское путешествие действительно получилось ярким.
Мы встречались с губернатором штата Аляска Т.Ноулзом, который подтвердил заинтересованность своей администрации следовать договору об экономическом сотрудничестве с Сахалинской областью, как в нефтегазовой промышленности, так и в других областях.
В ходе визита для нас провели семинары по системе налогообложения, арендным ставкам, ставкам роялти по месторождениям нефти и газа на Аляске. Кроме того, очень интересным оказалось знакомство с работой коллег с Аляски. Удалось узнать, как они решают проблемы, как взаимодействуют с федеральными органами власти и губернатором Аляски.
Депутаты штата передали нам комплект документов, раскрывающих опыт Аляски по таким проблемам, как формирование бюджета, контроль за расходованием денежных средств, работа органов местного самоуправления, сбор налогов и другие. Считаю, что сотрудничество с Аляской повысило взаимный интерес в области шельфовых месторождений, транспорта, телекоммуникаций, образовательных программ.
– Александр Степанович, что пожелаете своим коллегам в честь праздника?
– Прежде всего мне хочется сердечно поздравить своих коллег со знаменательной датой. 15 лет – подростковый возраст, и мы его успешно преодолели. Впереди – этап взросления, укрепления позиций законодательного органа. В состав пятого созыва избрали работоспособных и имеющих большой профессиональный опыт депутатов, я думаю, нас в будущем ждет большая плодо-творная работа на благо жителей нашей области.
Хочу пожелать коллегам успехов в законотворчестве, крепкого здоровья и семейного благополучия!
|