Лариса Дзиова – директор ГОБУ СПО «Сахалинский базовый медицинский колледж».
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ НОМИНАНТА
Родилась Лариса Дзиова в Северной Осетии, в поселке городского типа Эльхотово. Окончив школу с серебряной медалью, в 1966 году поступила в Северо-Осетинский государственный медицинский институт в г. Орджоникидзе (сейчас Владикавказ). В 1972 году по распределению прибыла на Сахалин. Десять лет проработала в Сахалинском областном кожно-венерологическом диспансере (СОКВД). В 1982 году перевелась в Южно-Сахалинское медицинское училище (ныне колледж) заведующей практикой, где работает уже 31 год. Была заместителем директора, последние два с половиной года и по настоящее время Лариса Дзиова является директором Сахалинского базового медицинского колледжа.
КСТАТИ
У Ларисы Дзиовой за многолетнюю и плодотворную профессиональную деятельность немало наград разного уровня. Она – почетный работник в сфере специального образования (2002 г.). Награждена почетными грамотами Министерства здравоохранения РФ, а также областного минздрава и правительства Сахалинской области. Под ее руководством Сахалинский базовый медколледж вошел в число лауреатов национального конкурса «Лучшие учебные центры Российской Федерации–2012». 28 марта 2013 года медицинский колледж был включен в Федеральный электронный реестр «Доска почета России».
ПОЛПРЕДЫ СЕСТРИНСКОГО ДВИЖЕНИЯ
– Лариса Борисовна, почти за два столетия как только ни называли медицинских сестер – «ангел милосердия», «белые голубки», «сестра», «сестричка»… Почему им дают такие ласковые названия?
– Думаю, потому, что медсестричка для больного или раненого на поле боя – очень близкая, родная душа, она и выздороветь поможет, и душу вылечит. Название «сестры, или ангелы, милосердия» отображает саму суть профессии – нести милосердие. Оно и не удивительно, так как сначала этой работой занимались именно монахини. Даже форма медсестер вначале была очень похожа на монашескую.
А вообще история сестринского движения милосердия в России имеет глубокие исторические корни. Начало было положено во время Крымской войны 1853–56 годов гениальным врачом-хирургом Н.И. Пироговым. Рядом с его именем часто можно видеть слово «впервые». Впервые в мире Пирогов применил эфирный наркоз на поле сражения; впервые предложил гипсовую повязку; первым основал «общину сестер попечения о раненых и больных» – так на полях сражения появились сестры милосердия. Это движение было поддержано Православной церковью и царствующими особами.
Медсестра – эдакий «ангел милосердия» посвящала себя уходу за ранеными и больными. Но эти слова можно отнести и к младшему медицинскому персоналу.
Наш Сахалинский базовый медицинский колледж уже 36-й год готовит такие кадры – обучает медицинских сестер, фельдшеров, фармацевтов, специалистов по лечебной диагностике, а также осуществляет постдипломную подготовку и переподготовку. И то, что мы в 2012 году вошли в число лауреатов национального конкурса «Лучшие учебные центры Российской Федерации», говорит о достаточно высоком уровне подготовки специалистов в нашем учебном заведении. Причем приятно, что сами учащиеся и выпускники не без гордости любят повторять – мы лучшие.
Недавно на Сахалин из Санкт-Петербурга приехал наш выпускник Александр Ачкан и тоже благодарил педагогов за прочные знания, которые ему помогли устроиться по специальности в столичной клинике. И таких ребят у нас немало. Многие продолжают учебу в медицинских вузах страны, некоторые окончили аспирантуру. Все они говорят одно – колледж научил нас учиться. А медицинский работник в век модернизации и информационных технологий немыслим без постоянного обновления знаний.
– Действительно, в нашу повседневную жизнь так прочно вошли Интернет, телевидение, компьютеры, сотовая связь, что невольно задумываешься: а не вызывает ли это порой у людей инертность, которая зачеркивает столь необходимые человеку сострадание и милосердие?
– Тут все зависит от человека. Идти в ногу со временем – это жизненная необходимость. Медицина сейчас развивается семимильными шагами, и Сахалинский медколледж активно участвует в процессе модернизации островной системы здравоохранения.
У нас обучается около 400 человек, из них 29 парней. Набор в медколледж осуществляется на базе 11 классов. Однако некоторые ребята после посещения палат с тяжелобольными отказываются учиться дальше. И мы их понимаем – происходит естественный отбор. Зато те, кто продолжает учебу, – наша надежда, надежда островного здравоохранения.
В настоящее время мы готовим студентов по пяти специальностям – медицинская сестра, фельдшер, зубной техник и медицинский лабораторный техник. В декабре этого года выпустим фармацевтов, а недавно получили лицензию на подготовку акушеров. Сама жизнь заставляет нас отслеживать ситуацию и готовить специалистов, которых не хватает на данный момент в областном здравоохранении.
НА ЗАЩИТЕ… ЛАЗЕРА
– Врач – профессия для избранных. По психологическим и другим причинам не все могут работать в этой сфере. А откуда у вас интерес к медицине?
– До сих пор сама себе не могу ответить на этот вопрос. Тем не менее уже в младших классах была уверена, что буду только врачом. Возможно, сказалось то, что в годы моей юности, в 50–60-е годы, самыми престижными и уважаемыми профессиями считались учитель, врач и инженер. Учитель уже был в нашей семье – мама преподавала в школе биологию, технические науки меня не привлекали, а вот к людям в белых халатах я испытывала несказанный интерес.
С 6-го класса начала серьезно готовиться к реализации своей мечты. Налегала на основные предметы – химию и физику, необходимые для поступления в институт, постоянно участвовала в олимпиадах. Заняв первые места в городских, а затем и республиканских, мне с группой осетинских ребят довелось участвовать и во Всероссийской олимпиаде по химии, которая проводилась в Саратове. Там впервые увидела электронный микроскоп, пенициллин и от полученных впечатлений еще больше поняла, что хочу стать врачом.
В школьные годы лучшим увлечением для меня были книги, штудировала и популярные тогда журналы – «Техника молодежи», «Наука и жизнь». Мне доставляло удовольствие знать чуть-чуть больше других. Поэтому собирала материал и делала доклады для одноклассников.
Уже в то время убедилась, что за лазером – большое будущее, особенно в медицине. Но ребята и даже некоторые учителя, прослушавшие мое выступление, усмехнулись – это фантастика. Тем не менее жизнь все расставила по местам – сегодня лазер и лазерные технологии очень широко применяются не только в здравоохранении, но и во многих других сферах жизни.
Окончив школу с серебряной медалью, на вступительных экзаменах в вуз я сдавала только физику. Получив «отлично», автоматически была принята в мединститут.
Требования к студентам были очень жесткие, но это сказывалось на качестве подготовки специалистов. Кстати, в санатории «Синегорские минеральные воды» работает врачом моя однокурсница – Людмила Сулеймановна Кучиева, которая, судя по отзывам пациентов, замечательный доктор. На Сахалине также работают врачами выпускники нашего мединститута Марат Кучиев, Жанна Демурова. Уверена, их фамилии и отношение к делу хорошо известны многим жителям областного центра.
– Доброта, милосердие не возникают сами по себе, они в первую очередь воспитываются в семье с раннего детства. С чем связаны у вас самые яркие воспоминания этого беззаботно-счастливого времени?
– Больше всего мне запомнилось тепло родного дома – по утрам мама пекла осетинские пироги. Это незабываемый запах детства. Незабываемы и уроки, полученные с младых лет, прежде всего уважение к старшим, родителям, предкам.
Память для осетин – священна. Наш поселок Эльхотово очень красивый, благоустроенный, зеленый, газифицированный. Находится он в низине. Сюда в XVIII веке людей переселили с гор, и национальные традиции, культура, обряды передавались из поколения в поколение.
В семье нас было трое детей, кроме меня, еще брат и сестра (я – самая старшая). В Осетии – строгие нравы, особо не пошалишь, молодежь не пила, не курила, с раннего возраста мы росли самостоятельными и ответственными детьми. Этому нас учили родители.
Помнится и такой штрих из детства. После войны практически в каждом селе и поселке был установлен памятник погибшим в Великой Отечественной войне. Причем все они создавались на личные пожертвования сельчан.
Один из таких монументов – летящая стая журавлей, словно оживившая строчки стихов известного поэта Расула Гамзатова, до сих пор стоит в Эльхотово. Его фото, сделанное мной во время одного из приездов с Сахалина в родное село, я храню у себя как семейную реликвию, ведь и в нашем роду есть погибшие в те «сороковые, роковые».
КРУТЫМИ ТРОПАМИ К ПРОФЕССИИ
– Насколько я знаю, вы уже много лет учите студентов не только премудростям медицины, но и отношению к жизни, умению вырабатывать и культивировать лучшие черты характера. А как проходили ваши студенческие годы?
– Первые курсы было невероятно сложно учиться в институте. Нас замучила постоянная зубрежка, по сути, мы света белого не видели. Но с третьего курса стало немного легче, появилось время, чтобы заняться любимым увлечением.
Для меня это был горный туризм, я даже получила свидетельство об окончании курсов инструкторов и могла сама водить тургруппы по маршрутам.
В горах на каждом шагу подстерегал экстрим, так как шли по узким тропам, а поведение горных массивов всегда непредсказуемо, бывали прямо перед нами обрушения пород, а то и камнепады. В ливни приходилось остерегаться оползней. Но мы шли и, как говорится, веселые и довольные, обогащенные впечатлениями от горных красот, возвращались обратно.
– Что же могло такое произойти, что вы цветущую Осетию поменяли на дождливый Сахалин?
– После окончания института, согласно распределению, меня, как одну из перспективных выпускниц, должны были отправить в Кострому, причем сразу… главным врачом дома инвалидов. Но я отказалась, поскольку в то время не представляла себя в этой роли.
Я хотела быть просто лечащим врачом. У нас знаете как в вузе относились к должности главвврача? Преподаватели снисходительно говорили – ладно, тройку вам поставлю, для главного врача сгодится. Сами студенты считали, что главврач – это второсортный медик. Сейчас я, конечно, понимаю, что это далеко не так, и быть хорошим организатором лечебной деятельности – тоже призвание.
Но тогда мое распределение затянулось на три дня – ни я, ни члены комиссии на карте большой страны под названием «СССР» не могли найти мне подходящую географическую точку для старта в профессию. И тут одна из представителей минздрава, которой явно надоела эта кутерьма, предложила: «Да отправьте ее на Сахалин, там тоже есть вакансия…»
О Сахалине я тогда мало что знала, понимала – это далеко, это остров, а значит, вокруг море и полно романтики. Я согласилась. Зато мама и сестра воспротивились моему выбору. Они ни в какую не отпускали меня. Пришлось и мне проявить свой характер, и в августе 1972 года я прибыла на островную землю.
УЧИТЬСЯ И УЧИТЬ
– Говорят, начало медицинской карьеры на Сахалине у вас тоже было связано с неожиданным поворотом. Каким?
– По прибытии в облздрав меня спросили – а почему вы явились к нам с таким опозданием? Ответила как есть: «Мама не отпускала. Она считает, что это далеко. Здесь север, холод, снега…»
Сотрудники посмеялись и кто-то предложил: «А давайте отправим новоиспеченного доктора в Аниву – наши местные Сочи…»
Поехала я в эти «Сочи». По дороге в Центральную районную больницу, куда меня направили, увидела море, раскинувшееся во весь горизонт. Настроение заметно улучшилось. А вышла из машины – на улице, несмотря на летний месяц, холод лютый, народ на песке в теплые вещи кутается, тем не менее кое-кто из отважных даже купается… Подумала – а все-таки веселый народ сахалинцы, значит, сработаемся.
В этот же день меня приняли на работу, а на следующий – отправили на три месяца в областной центр совершенствоваться в профессии врача-дермантовенеролога.
Учиться я всегда любила, поэтому к занятиям на курсах относилась очень серьезно. Видя мое старание, тогдашний главврач СОКВД – Стафеева Ядвига Алексеевна – пригласила меня к себе в кабинет. Говорит: «Так, деточка, напиши мне заявление, что ты выходишь замуж и переводишься в наш диспансер…»
Я опешила, у меня был подписан договор с Анивской ЦРБ, да и замуж пока не собиралась. Она успокоила: «Нам нужны толковые и работящие специалисты, ты нам подходишь, с вашим руководством мы все уладим, да и жених у тебя, уверена, скоро найдется. Вон парни как смотрят на тебя...»
Так и осталась в Южно-Сахалинске. Вскоре мне дали квартиру, я вышла замуж за врача областной больницы, у нас родились две дочери. Словом, как мне и предрекали, на новом месте все у меня сложилось хорошо.
– Какие пути-дороги привели вас в Сахалинский базовый медицинский колледж?
– Как-то меня попросили посовмещать работу в СОКВД с преподаванием в Южно-Сахалинском медучилище (тогда так назывался медколледж), я дала согласие. А потом директор училища полгода уговаривал меня перейти к ним заведующей практикой. Уговорил. И вот уже 31 год моя жизнь связана со студентами.
С этим веселым людом не соскучишься. Жизнь – учебная, культурная, общественная, спортивная – у нас кипит.
При мне проходила большая часть становления учебного заведения. Непросто все достигалось. В отличие от других, обучение в нашем колледже весьма затратное и дорогостоящее. Помимо основной базы, для осуществления практических занятий нам нужны в огромном количестве шприцы, перевязочный материал, шины, гипс, фантомы, различная аппаратура… К примеру, только зубным техникам для практических работ по протезированию ежемесячно требовалось 60–65 тыс. рублей.
И мне очень приятно, что областное министерство здравоохранения идет нам навстречу. У нас теперь есть возможность закупать достаточное количество обучающего материала. Приобрели для студентов очень много муляжей и фантомов для занятий, спортинвентарь, новую современную мебель, бытовую технику, вплоть до стиральных машин-автоматов.
За последние годы медколледж изменился до неузнаваемости. Проведен капитальный ремонт фасада, осуществлены ремонты в учебном корпусе и общежитии. Сейчас идет ремонт внутренних помещений. А недавно губернатор области А. В. Хорошавин подписал распоряжение о строительстве оздоровительно-спортивного комплекса с бассейном, спортивным и тренажерными залами. На эти цели уже выделено 470 млн. рублей. Это нас вдохновляет, ведь известно: в здоровом теле – здоровый дух.
Одним словом, мы развиваемся, и, как сказал министр областного здравоохранения А. Д. Зубков, у Сахалинского базового медицинского колледжа большое будущее.
БЛИЦ-ОПРОС
– Ваши увлечения?
– Со школьных лет нравилось шить, вязать, окончила курсы кройки и шитья. Обожаю театр, бываю в нашем островном, а находясь в Санкт-Петербурге или Москве, стараюсь побывать на спектаклях ведущих театральных коллективов. Мне посчастливилось слушать оперы с участием народных артистов СССР Ирины Богачевой, Бориса Штоколова. Видеть в балете «воздушные» па Михаила Цискаридзе. Была на концертах Владимира Спивакова, в театре кукол Сергея Образцова и многих других. До сих пор у педагогов нашего колледжа традиция отчитываться об отпуске… программками посещенных учреждений культуры и искусства (смеется). Сейчас любимое увлечение – работа.
– Что приемлете в людях, а что категорически не воспринимаете?
– Как врач, воспринимаю людей такими, какие они есть. Но не люблю в людях хамство, жестокость и равнодушие. Нравится в человеке искренность, добродушие. Особо ценю профессионализм.
– Верите в гороскопы? Кто вы по знаку зодиака?
– Мой знак – Козерог. Чувствую, что мне присущи его сильные стороны – деловая хватка и настойчивость в достижении цели. Тем более что все время что-то строю, ремонтирую. В гороскопы не верю и ими не интересуюсь.
– Любимое время года?
– Осетинская весна, сахалинская осень.
ЧТО ЗНАЧАТ ДЛЯ ВАС
Семья?
– Основа и смысл человеческой жизни. Все в человеке идет от семьи.
Любовь?
– Прекраснейшее чувство и движущее начало всего.
Счастье?
– Это душевный покой. Для меня счастье – у родного дома сесть под раскидистое ореховое дерево со всеми своими родственниками и наслаждаться общением друг с другом.
– Ваши мечты. О чем они?
– Мечтаю, чтобы человек как можно быстрее осознал свое экологическое бескультурье, и замечательный остров стал еще краше. Хочется видеть здоровыми и счастливыми своих родных. А наш медицинский колледж – еще более успешным.
|