Воздух в наших городах и селах – под контролем областных властей.
Дым и копоть от котельных в морозные дни, пыль и загазованность от автотранспорта в теплое время года – с этими плодами цивилизации приходится сталкиваться, к сожалению, жителям и гостям островной столицы. Что делается для снижения загрязняющих выбросов в атмосферу, мы попросили рассказать министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области Наталью Салаеву.
– Настолько загрязненным, что это становится видно невооруженным глазом, воздух у нас бывает, так сказать, посезонно. Учитывается ли это органами власти, предприятиями и контролирующими ведомствами, а главное – что делается в таких случаях?
– И не только учитывается. Специальным постановлением правительства области утвержден определенный порядок проведения работ, направленных на снижение вредных (загрязняющих) выбросов в атмосферу именно в период так называемых неблагоприятных метеорологических условий (НМУ). Причем делается это не на глазок, а на основе прогнозов специалистов. Проще говоря, получив соответствующую информацию от Сахалингидромета, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники таких выбросов, обязаны проводить мероприятия, заранее согласованные с нашим министерством. При этом надо отметить, что контроль за их выполнением на объектах федерального уровня осуществляет управление Росприроднадзора по Сахалинской области, а регионального – областное министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
В прошлом году, например, наше министерство согласовало 60 мероприятий по снижению выбросов в период НМУ. В их числе – переход некоторых производств на особые режимы работы, усиление контроля за соблюдением технических нормативов выбросов на подвижном составе автотранспортных предприятий, ограничение погрузочно-разгрузочных работ, связанных со значительными выделениями в атмосферу загрязняющих веществ, и т.д. Эти меры дают довольно ощутимый эффект. Скажем, переход предприятий на так называемый первый режим регулирования выбросов позволяет сократить их на 15 проц., на второй – на 32 проц., а на третьем режиме – даже на 52 проц.
Причем, по примеру других регионов – Красноярска, Иркутска, Челябинска и т.д.,– эту важную информацию решено доносить до населения области. С этой целью на официальном сайте министерства, после получения соответствующих прогнозов от Сахалингидромета, планируется сообщать о дате и сроках введения НМУ, а также публиковать рекомендации сахалинцам, как вести себя в подобный неблагоприятный период.
Например, мы станем напоминать гражданам о категорическом запрете на сжигание мусора на территории частных домовладений и проведение работ, которые могут привести к повышенному запылению. Жителям областного центра будет рекомендовано по возможности ограничить пребывание в зонах загрязнения. Владельцам автотранспортных средств, тоже по возможности, предложим временно пересесть на общественный транспорт и т.д.
Подчеркну: наблюдения за состоянием воздуха ведутся не только в упомянутый период НМУ. У нас действует и две системы регулярного мониторинга, организованного в соответствии с действующим Федеральным законом № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и рядом приказов Минприроды РФ, нормативных актов правительства области. Поясню, как и где они работают.
Во-первых, в Охе, Александровске-Сахалинском, Поронайске, Корсакове и Южно-Сахалинске наблюдения проводятся на средства федерального бюджета специалистами Сахалинского УГМС. А вот в Ногликском, Томаринском, Углегорском, Холмском и Невельском районах они предусмотрены в рамках долгосрочной целевой программы «Охрана атмосферного воздуха в Сахалинской области на 2012–2015 годы».
Здесь, по условиям заключенных нами контрактов, отборы проб выполняются дважды в сезон, что дает картину содержания в атмосфере различных взвешенных веществ, а также вредных выбросов диоксида серы, оксида углерода, диоксида и оксида азота, сероводорода, формальдегида и т.п.
Кстати, результаты мониторинга доступны всем желающим – они публикуются на сайте нашего министерства. Наконец, сами аукционы на перечисленные работы проводятся открыто, к ним также можно получить доступ через Интернет.
Буквально на днях мы получили от подрядчика промежуточный отчет, по которому можно судить о ситуации в первом квартале нынешнего года, по сравнению с аналогичными показателями 2012-го. Отмечу главное: качество атмосферного воздуха в Ногликском, Томаринском, Невельском и Холмском районах почти не изменилось. Там, правда, несколько возрастало содержание взвешенных веществ и окислов азота, но это происходило лишь в морозную пору, когда интенсивнее работали местные котельные.
– А что делается для снижения загрязняющих и вредных выбросов в атмосферу Южно-Сахалинска?
– Горожане уже, наверное, отметили для себя положительный эффект от перевода на газ трех котлоагрегатов Южно-Сахалинской ТЭЦ-1, где также запущен в эксплуатацию пятый энергоблок с двумя газотурбинными установками.
Проведенная модернизация позволила снизить здесь выбросы практически наполовину. Если, например, в 2009 году это предприятие выбрасывало в воздух 14,5 тыс. тонн загрязняющих веществ, то в прошлом году их объем уменьшился до 7,2 тыс. тонн.
Чище становится наш воздух и с помощью успешно реализуемой программы газификации ряда других предприятий, жилого сектора. Напомню, что на голубое топливо перешли совхозы «Тепличный» и «Комсомолец», птицефабрика «Островная», подан газ жителям Лугового, Новоалександровска и т.д. В итоге нам удалось добиться планомерного и устойчивого снижения выбросов в атмосферу. Если в 2009 году в Южно-Сахалинске специалисты оценивали суммарные выбросы в 18,9 тыс. тонн, то в прошлом году их объем снизился уже примерно до 10 тыс. тонн.
– Известно, что до 40 проц. суммарного выброса вредных и загрязняющих веществ в городской воздух приходится на долю автомобилей. Ведется ли работа и по их уменьшению?
– Напомню, что из общего количества автомобилей, зарегистрированных в области, в Южно-Сахалинске сосредоточено 43 проц. всех транспортных средств. Причем меньше их не становится – наоборот, за последние пять лет количество автомобилей у нас возросло на 15 проц. И именно они выбрасывают в воздух большую часть такого вредного вещества, как бенз(о)пирен.
Очевидно, что одним лишь ужесточением контроля за техсостоянием автомобилей кардинально ситуацию не изменишь. Поэтому в двух целевых программах газификации – областной и муниципальной – предусмотрены мероприятия по переводу части транспорта на голубое топливо.
Конечно, здесь работа еще в самом начале, и о каких-то результатах говорить пока рано. Но правительство области уже определило задачи на ближайший ряд лет.
В частности, предстоит заняться дальнейшим развитием дорожной инфраструктуры, что предусматривает строительство автомобильных развязок, а также разноуровневых наземных и подземных переходов.
Свой эффект должно дать ограничение движения большегрузного автотранспорта, причем не только по времени суток, как то делается в Москве, но и при помощи возведения объездных магистралей. Намечены и перемены в организации общественного транспорта, где с приобретением автобусов большой вместимости начнется сокращение соответствующего пассажирского транспорта малого и среднего классов.
Не забыт, естественно, и планирующийся на ближайшие годы перевод транспорта на бензин и дизтопливо более высокого класса «Евро-3», «Евро-4» и «Евро-5».
Свою лепту внесут и коммунальники, которым предстоят не только традиционные заботы об очистке улиц города, но и дальнейшее благоустройство и озеленение областного центра. Словом, и здесь работы будут идти не только планомерно, но и в комплексе.
|