Сахалинским зрителям позволили заглянуть на театральную кухню.
Спектакль «Гармония», которым в Чехов-центре завершился 81-й театральный сезон, является третьей частью театрального сериала по пьесам финского драматурга Мики Мюллюахо. Его постановка худруком театра Даниилом Безносовым стала, пожалуй, одним из главных событий театрального года. Напомним, первая часть «Паника, или Мужчины на грани нервного срыва» посвящена всему тому, что волнует представителей сильной половины человечества. А вот вторая – «Хаос, или Женщины на грани нервного срыва», в свою очередь, рассказывает о загадочных женских душах.
Логичным продолжением такого сериала могла бы стать история о встрече этих двух галактик и установлении вселенской гармонии. Какой сериал обходится без хэппи-энда?
Собственно, на стадии задумки спектакля именно это и предполагалось сделать. Но никакого столкновения галактик зрители так и не увидели.
«Гармония» – производственная комедия. Не так часто зрителю удается взглянуть на театральную кухню как бы через замочную скважину. Но именно здесь ему предоставляется такая возможность. Ведь спектакль «Гармония» рассказывает о том, как создаются спектакли. Его герои – участники творческого процесса. Это режиссер (Виктор Черноскутов), продюсер (заслуженный артист России Андрей Кошелев) и художник-сценограф (Любовь Овсянникова).
Местом действия была выбрана погруженная в творческий беспорядок квартира семейной четы служителей Мельпомены, обставленная макетами состоявшихся и будущих постановок. Отношения художника-сценографа Саары и театрального режиссера Олави, по сути, вертятся вокруг работы. Эти герои так увлечены творческим процессом, что в их жизни не находит развития даже банальный любовный треугольник. Когда вокруг так много искрометных, не терпящих простоя идей, сериальные выяснения отношений становятся просто неинтересными.
В спектакле «Гармония» находит отражение многое из того, что происходит в театре в реальности. Например, здесь показаны сложные взаимоотношения между режиссером и продюсером, вечная экономия на постановках, мучительный творческий кризис…
В то же время на примере театральных макетов рассматриваются и простые человеческие проблемы.
Так, героиня спектакля Саара создает стеклянный дом, который по мнению ее мужа – режиссера Олави является хорошим вариантом декораций будущего спектакля. Сначала он намеревается ставить в нем «Фауста» Гете. Неожиданного, экспериментального.
Но вскоре замысел меняется. Стеклянные стены, считает он, предназначены для постановки пьесы, которую он напишет сам. Несложно догадаться, что она носит название «Гармония».
Но все дело в том, что стеклянную коробку ее создательница вовсе не собиралась использовать на работе. Это модель ее жизни, которую она объясняет так: находясь в стеклянном доме, постоянно порываешься выглянуть наружу. Ведь столько интересного происходит вокруг. Но сосредоточиться на том, что внутри, гораздо сложнее.
Завершающим аккордом спектакля становится новость о том, что Саара смастерила новый дом. Он, в отличие от предыдущего, не прозрачный. Более того, в нем нет даже окон. Таким она видит идеальный мир – маленьким, уютным, где живут только самые близкие. Может быть, это и есть та пресловутая гармония? Вопрос сложный. Думаю, каждый зритель ответит на него по-своему.
КСТАТИ
Наверное, после окончания театрального сезона самый главный вопрос: «Чего ждать зрителю в следующем году?» Но не будем пока вскрывать все карты. Скажем одно. В новом сезоне руководство театра проведет переговоры с победителями литературного конкурса «Остров». Напомним, он был объявлен с целью привлечения к сотрудничеству местных авторов. Художественный руководитель Чехов-центра Даниил Безносов сообщил, что еще предстоит решить, в какой форме продолжится сотрудничество с сахалинскими писателями и поэтами. Отметим, что в номинации «Проза» диплома лауреата был удостоен директор издательского дома «Губернские ведомости» Владимир Семенчик (повесть «Офисный планктон»). В номинациях «Малая проза» и «Поэзия» лучшими стали Елена Шевич и Ярослав Сафонов соответственно.
Фото Сергея Красноухова
|