График фестивального сахалинского «Края света» расписан по минутам. В перерывах между конкурсными и просто показами – востребованные мастер-классы от мэтров киноиндустрии, острые по тематике круглые столы.
28 августа в перерывах между фильмами обсуждали тему: «Кому нужны кинозвезды». В разговоре участвовали актриса Виктория Толстоганова, актер Юрий Назаров, режиссер Александр Велединский, а также кинокритики.
Модератор круглого стола замглавного редактора портала colta.ru, кинокритик Михаил Ратгауз обозначил общее направление. Институт кинозвезд сейчас переживает не лучшие времена. Среди десяти самых коммерчески успешных фильмов года только два с актерами из первой лиги - Уиллом Смитом и Робертом Дауни-младшим. В остальном – кассовые фантастические блокбастеры, анимация, фильмы для детей с далеко не звездным составом. Ни Тома Круза, ни Джонни Деппа…
Связь между громким именем на афише и кассовым сбором фильма уже далеко не очевидна. К примеру, в 2009 г. в издании Forbs посчитали, кто из актеров больше возвращает с каждого вложенного в него доллара. Первую строчку занял главный герой фильма «Трансформеры», «которого и в лицо-то трудно вспомнить». На каждый потраченный доллар он принес 160. Ни одна звезда из так называемого A-листа в десятку не попала.
Конечно, это только цифры. Но и они рождают общее ощущение, что со звездным институтом что-то не так. Во-первых, люди перестали ходить в кино просто на актеров. Во-вторых, сами актеры перестали быть ролевыми моделями. Почему киноиндустрия перестала нуждаться в кинозведах?
Включившись в диалог, Виктория Толстоганова поделилась «смешным наблюдением за собой как за зрителем». «Я никогда бы не пошла на фильм только потому, что там играет какая-то звезда. Никогда! И если там играет звезда, которую я не люблю, которую я не считаю хорошим актером, я с радостью не иду на это кино. Для меня звезды в последнее время для того, чтобы не пойти на плохой фильм. Даже потрясающая Мерил Стрип не определяет качество кино. Есть хорошее кино, в котором есть звезды, есть хорошее кино, в котором звезд нет», - пояснила свою позицию актриса.
Конечно, и сам зритель может «делать звезду». В прошлом году в России вышел в прокат фильм «Три метра над уровнем моря», его вручили в комплекте с другими, вроде довеска. Но прокатчики из регионов через некоторое время завалили звонками: зритель приходит и спрашивает именно его. Мелодрама с обаятельным главным героем привлекла контингент 14+, и лента собрала около 3 млн. долларов.
То, что зритель помолодел, отмечают многие. Еще десять лет назад это была вилка 18-25 лет, сейчас от 14 лет. Звезды же, напротив, совсем не молодеют. И востребованность их падает. Это можно отследить и по продажам глянцевых журналов: с кинозвездами на обложке расходятся так себе, зато со звездами реалити-шоу, к примеру, сметают моментом.
Видавшая жизнь советская киногвардия отмечает: раньше был институт народной любви к актеру. Затем появился институт актерских званий, тоже очень почетный. А теперь рейтинги определяет понятие «медийность», и как ты стал медийным лицом – вопрос не главный.
Александр Велединский, автор фильма «Географ глобус пропил», заступился за звезд, по крайней мере, российского кино. «Зачем мне брать неопытного и неизвестного актера и по десять раз ему что-то объяснять. Я пригласил Костю Хабенского, профессионала, у него глаза горят, и объяснять ничего не нужно!», - пояснил он. По Велединскому, рецепт звезды: сняться в «двух дерьмовых фильмах и в одном хорошем».
Однако в мире все же складывается иная тенденция, и даже Джеймс Кэмерон, приглашая на главную роль неизвестное лицо. И, правда, зачем бухать полбюджета картины в 20-миллионного Бреда Питта, если на фильм пойдут и без него? В современном мире, когда кино превращается в аттракцион, а Дэвид Финчер уходит снимать сериалы, востребованность именно звезды далеко не на первом месте.
И все же нельзя не привести мнение еще одного участника обсуждения, заслуженного артиста РСФСР, народного артиста России Юрия Назарова. Долго, почти до конца круглого стола актер отмалчивался, а когда вручили микрофон, признался: «Я сидел и молился, чтобы не спросили. Но все же спросили, надо отвечать».
И он ответил так, как считал нужным. «Я даже не знаю, что сказать о звездах. Я – дитя войны, родился в стране, которой гордился, которая победила в жутчайшей войне. И я – из той страны. Не из этой. Когда искусство – как просвещение, как кафедра, с которой что-то несли – добро, смысл. А сегодня – весь этот звездизм... У меня мыслей по этому поводу много, но все они жутко несовременные. Мы, актеры, считали себя гражданами этой страны. И вкалывали вместе с товарищами. Конечно, и в шахматы играли, и водку пили, не без этого. Но людей оценивали по работе. А теперь – рынок. Ну, торгуйте на здоровье. Нас учили другому. Мы этому верили и верны. Извиняйте».
После этого было озвучено еще много умных мыслей, о незащищенности авторского права актера, к примеру. Но некоторая часть немногочисленной публики круглого стола после Назарова разошлась. Отправилась смотреть очередное хорошее кино, со звездами или без, которое подарил фестиваль.
|