Известный кинооператор Кристофер Дойл прилетел из Гонконга на Сахалинский международный кинофестиваль с весьма почетной миссией – рассказать островитянам о том, как снять фильм на основе визуальных образов. Пожалуй, самый экстраординарный в деловой части кинофорума мастер-класс «По ту сторону слова», или перформанс, как предпочел назвать его гость, состоялся 29 августа.
Вместе с кинооператором сахалинцы в течение нескольких часов пытались выяснить, какое же отношение слова имеют к процессу создания визуальных образов и что помогает им передать зрителю гораздо больше информации, чем прямое высказывание.
Название мастер-класса сразу задало тон формату общения – Дойл использовал минимум слов и максимум приемов визуализации: демонстрировал результаты кинопроб, примеры сверхкороткого кино, рекламные ролики, оригинальные фото.
В самопрезентации гость был предсказуем – предложил участникам посмотреть ряд «молчаливых» сюжетов о Гонконге, раскрывающих характер живущих там людей. Главными героями здесь выступили, в основном, крыши высотных зданий, жилые дома, виды которых порой были совсем неэстетичными, а также предметы быта. Все это не только не помешало мастеру создать живые полноценные образы города и его обитателей, но и придало ему особое звучание.
«Что же лежит в основе создания фильмов из визуальных образов? Это пространство, которое не напишешь и не скажешь, но всегда осознаешь, что оно есть. Именно оно формирует изображение, задает ему тон. Даже если вы вынуждены снимать в одном положении и с одного ракурса – не стоит фантазировать, нужно искать новые идеи, исходя из положения», – подчеркнул гость.
Безусловно, невозможно создать картину без процесса, действия. Чем проще будет звучать эта составляющая, тем лучше получиться картина, считает кинооператор. В помощь мастеру здесь приходят люди, предметы, элементы одежды, мебели и прочее. Еще один ключевой момент – в сюжете должны быть одни вопросы, а не ответы. Ведь гораздо больше энергии фильм может передать зрителю, если заставит реально задуматься или пережить какие-то чувства.
Особое место занимают цвет и музыка. Участникам показали несколько работ, в которых герои танцем передавали информацию о семейной ссоре или одиночестве. Что же касается цветового решения, то здесь не стоит быть привередливым – любой естественный цвет придает картинке глубину и реалистичность. При этом кинооператор удивил слушателей, показав ночную картину ссоры парня и девушки и заверив, что съемки проходили в дневное время.
Дойлу удалось донести до слушателей и необходимость выработки своего неповторимого языка, стиля изложения. «Наша задача – начинать не с искусства, а стать художником. Тогда все вокруг станет искусством», - сказал он.
Не исключено, что такие художники в скором времени будут создавать фильмы «без лишних слов» и на сахалинской земле. На встречу с известным оператором пришли и ребята из мастерской сверхкороткого кино «Европеец-азиат», которая работает в рамках фестиваля «Край света». В заключительный день кинофорума они представят зрителям семь картин.
|