Евгений Владимирович Папиренко, главный государственный санитарный врач Сахалинской области.
С ДОНБАССА НА САХАЛИН
– Так он же с Донбасса, – уважительно отзывались о статном, с роскошными усами брюнете те из охинцев, у кого интересовались, оказался ли новый государственный санитарный врач района настоящим профессионалом. И были правы, хотя, когда Евгений Папиренко приехал на север нашего острова в 1978 году по персональному вызову обл-
здравотдела, молодому медику исполнилось лишь 28 лет.
Но отряд профессионалов пополнил не вчерашний выпускник мединститута, а уже вполне состоявшийся специалист, имевший за плечами опыт доверенного врача ЦК профсоюзов работников металлургической промышленности именно в Донбассе. После привычных спусков в шахты да проверки условий труда у доменных и мартеновских печей работа на Сахалине выглядела если не настоящей синекурой, то, по крайней мере, куда полегче, чем на прежнем месте.
А одним из приятных качеств нового руководителя, которое сразу же отметили коллеги, оказалось неиссякаемое чувство юмора Е. Папиренко. Несмотря на всю серьезность, а порой даже и опасность работы главного государственного санитарного врача, он всегда охотно откликался на смешную ситуацию или вовремя прозвучавшую шутку.
– Помню, только его назначили на должность, как нас послали в командировку в соседний Томаринский район, – рассказал руководитель территориального управления Роспотребнадзора по Сахалинской области Борис Дарижапов. – Подъезжаем по разбитому проселку к свалке возле райцентра, а там на каждом столбе – по вороне. Евгений Владимирович глянул на этот пернатый «караул» и говорит: «Вот, сразу видно, санитарных врачей тут уважают и встречают как положено…»
В советские времена, когда идеология относила всех жителей многонациональной страны к единой общности – «братскому советскому народу», – и анекдоты про украинцев воспринимались иначе. Уроженец же Донбасса Е. Папиренко всегда был не прочь рассказать, да притом с легко узнаваемым акцентом, очередную смешную историю «за Украйну». Точно так же обыгрывали его родные корни и коллеги.
Как-то на очередную круглую дату вместо официальных адресов и написанных чуть ли не под копирку здравиц санитарные врачи области подарили имениннику целый концерт. Номера, ясное дело, получились хотя и «с донбасским уклоном», но при этом еще и сугубо интернациональными: гопака отплясывал, например, нарядившийся в ярко-красные шаровары татарин, украинскую песню выводили кореянка, русская, еврей и представители прочих наций, анекдоты и смешные присказки «про хохлов и санврачей» рассказывал бурят и т.д.
А в завершение коллеги преподнесли Евгению Владимировичу долгожданный подарок. В объемистом пакете под золотистой фольгой обнаружилось любимое «национальное кушанье» виновника торжества. Здоровенный белоснежный шмат, обложенный с двух сторон благоухающими плитками какао, сам юбиляр восторженно окрестил: «От цэ ж добро – сало в шоколаде!..»
Шутка, сдобренное юмором слово да и просто улыбка в любом коллективе не помешают. А Евгений Папиренко еще и понимал, что они зачастую очень вовремя помогают сбросить напряжение, которое возникает у санитарных врачей в зонах с особо опасными инфекциями, при наблюдениях за радиационным фоном, при расследовании случаев отравления вредными промышленными выбросами и во время других, привычных для этой службы, работ.
УТРЕННЯЯ ЗОРЬКА… НА ХОЛЕРУ
В начале 90-х годов в пригороде Южно-Сахалинска случилось ЧП, потребовавшее и от Е. Папиренко, и от всех, кто вошел в спешно сформированную группу специалистов, неимоверного напряжения всех сил. В самом начале июня здесь обнаружилось несколько больных холерой.
Страшная болезнь, унесшая в ХIХ веке в России жизни почти 2 млн. человек, в прошлом веке на Дальнем Востоке отмечалась крайне редко, поскольку возбудители ее рождаются в регионах с более теплым, скорее, тропическим климатом. Поэтому в ходе экстренного расследования санитарным врачам Сахалина пришлось не только контактировать с заболевшими, пытаясь выяснить, откуда завезен опасный недуг, но и искать путь его распространения уже по островной земле.
Для начала им удалось локализовать место, откуда регулярно приходили тревожные сигналы, – бывший военный поселок в окрестностях Южно-Сахалинска. Но, отбирая в протекающей через него речке пробы воды, специалисты никак не могли обнаружить возбудителя холеры.
– Изрядно поломав голову, мы обратили внимание на то, что этот вибрион довольно устойчив к низким температурам и способен, например, выживать в течение определенного срока даже во льду, – заметил один из участников тех событий. – Евгений Владимирович и предложил выезжать на речку рано поутру, когда возбудитель холеры мог подниматься на поверхность с теплыми стоками канализации.
Тогда-то и выяснился путь этой заразы в воду от очистных сооружений поселка, в котором проживали недавно побывавшие в Китае «челноки». А поскольку в местную речку как раз начала заходить на нерест горбуша, то следующими жертвами холеры стали браконьеры, не подозревавшие, что опасный вибрион прекрасно чувствует себя в тканях рыбы и ракообразных…
Подобных случаев в профессиональной биографии Е.Папиренко можно насчитать не один десяток. И вполне закономерно, что со временем, помимо многочисленных грамот Минздрава РФ, к числу его наград добавился знак «Отличнику здравоохранения», а также почетное звание «Заслуженный врач Российской Федерации».
ПОСЛЕДНЯЯ КОМАНДИРОВКА
Избранная на всю жизнь профессия зачастую многое и предопределяет в этой самой жизни. Однако масштаб личности проявляется не только в профессии – по-настоящему талантливый человек бывает талантлив во многом. Работа, связанная с охраной здоровья островитян, привела Евгения Владимировича к закономерному выводу: намного дальновидней устранять причины любого ЧП, в которых и крылись «вибрионы» будущих проблем.
А сделать это без участия местных органов власти непросто. В определенной мере и поэтому в 1996 году Е. В. Папиренко избрали депутатом Сахалинской Думы 2-го созыва. Главный государственный санитарный врач области добавил к своим заботам еще и обязанности законодателя, работая заместителем председателя думского комитета по охране здоровья.
– Возле многих начинаний Евгения Владимировича в облдуме можно с полным правом ставить пометку «впервые», – рассказал бывший помощник депутата, а ныне главный врач Центра гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области Сергей Самарский. – Под его руководством приняли сразу восемь целевых программ, касающихся здоровья островитян. Именно тогда, например, начали поступать серьезные средства из областного бюджета на работы по обеспечению населения чистой питьевой водой, на неотложные меры по борьбе с туберкулезом, на иммунизацию детей от вирусного гепатита – да всего, пожалуй, сразу и не перечислишь. Причем наш депутат всегда получал поддержку не только от коллег в облдуме, но и от главы островного региона Игоря Фархутдинова. Губернатор настолько уважительно, с вниманием относился к мнению Евгения Владимировича, что регулярно приглашал его в рабочие поездки. Вот и последняя, трагически закончившаяся в полете над Камчаткой, командировка оказалась у них совместной…
Заметим: все сделанное нами остается людям. И они могут пользоваться таким наследством, а могут забыть за ненадобностью. Минувшие годы показали: многие инициативы и идеи Е. В. Папиренко продолжают жить сегодня уже в нынешних областных целевых программах. Развиваются и связи санитарной службы, ставшей со временем территориальным подразделением Роспотребнадзора, с областными органами власти. Наконец, жива и память знавших Евгения Владимировича людей.
А они подтвердят: в числе любимых у него были и книги Эрнеста Хемингуэя. Именно этот писатель однажды сказал: «Среди всего невозможного кое-что все-таки возможно – и прежде всего способность чувствовать выпавшее тебе счастье и радоваться ему, пока оно есть и пока все хорошо…»
Кто-то знал Евгения Владимировича Папиренко как врача, кто-то – как депутата, иные – как отца и мужа, друга, путешественника и горнолыжника. Но все отмечали его удивительную способность чувствовать жизнь и радоваться каждому прожитому дню.
|