Илья Николаевич Касьян, главный специалист пресс-центра администрации Сахалинской области с 1999 по 2003 год.
Вспоминает Борис Михайлович Бородин, советник по безопасности представительства ОАО «Газпром» в Сахалинской области, друг Ильи Касьяна.
Когда родители привезли меня на Сахалин, в Оху, был 1976 год. Я пошел в 9-й класс средней школы № 5, которую, кстати, двумя годами раньше закончил будущий губернатор Александр Хорошавин. Первые дни сентября я сидел один. В классе, кроме меня, оказалось всего три парня, остальные двадцать две – девчонки. Потом стали прибывать опоздавшие, те, кого родители вывозили на летние каникулы к морю. И среди них оказался Илья Касьян. Его появления я никогда не забуду. Заходит в класс высокий, загорелый парень в полосатом пиджаке, как у Остапа Бендера, – этакий галантный пижон, подходит ко мне и спрашивает: «Ты один сидишь?» Киваю. Он присаживается рядом. Так мы стали одноклассниками и друзьями.
Детство у него было непростое. Если я мог после школы пойти домой, то ему надо было спешить в музыкальную школу. Все дни расписаны по часам. Он играл на аккордеоне. Однажды приглашает меня: пойдем, я покажу одну вещь. Заходим к нему домой, он вытаскивает свой инструмент и играет не музыкальную классику, какую в школе преподавали, а современную музыку, которую сам на слух подобрал. Поэтому неудивительно, что Илья поступил в Хабаровский институт культуры на оркестрово-дирижерское отделение.
Одноклассники знали Илью Касьяна как лучшего фотографа школы. Он снимал все наши походы, концерты, классные мероприятия, выпускные вечера. В альбомах девчонок школы были его снимки. В квартире в ванной у Касьяна была фотолаборатория. Пленки, прищепки, проявители, закрепители, ванночки, фотобумага – все карманные деньги уходили на это недешевое хобби. Снимал, печатал, потом раздавал фотографии – всегда безвозмездно. Ему это было безумно интересно, он умел находить необычные ракурсы, поймать в объектив то, мимо чего прошли другие.
Уверен, это качество помогло моему другу, когда он работал в пресс-центре областной администрации. Илья сопровождал Игоря Павловича Фархутдинова в поездках, фотографировал, снимал на видео рабочие моменты губернатора. У него это получалось профессионально.
Все это было потом. После школы наши пути на некоторое время разошлись. Он учился в Хабаровске в институте культуры, а я в другом конце СССР, в Киевском институте инженеров гражданской авиации. Кстати, мы оба женились в студенчестве. После учебы Илья отслужил в армии поваром. Он обладал искрометным чувством юмора. «У всех автоматы, а мое оружие – поварешка», – шутил друг. А если серьезно, то Илья любил готовить и делал это красиво. Его фишка – порционные блюда!!! Но знали об этом только самые близкие друзья семьи. Вообще Илья был рыцарем своей семьи, очень сильно любил сыновей и гордился ими.
После срочной службы семья Касьянов из Хабаровска переезжает в Оху (сын Дима тогда был маленьким, второй – Вася – родился через несколько лет). Илья устроился шофером в производственное объединение «Сахалинморнефтегаз». Тогда водители грузовиков зарабатывали больше инженеров и музыкантов. Наши жены, Люба и Нелли, часто вспоминают, как летом, уставший после тяжелой смены, Илья усаживал их с детьми в кабину самосвала, вез к морю или в лес за грибами. А зачастую – просто погулять.…
Квартирный вопрос и тогда был важен для молодой семьи. И когда жене Ильи предложили работу в Макарове с предоставлением двухкомнатной квартиры, как молодому специалисту, они переехали. Там Илья и пришел в фотожурналистику. Его приняли в редакцию газеты «Родная земля» фотокорреспондентом. Затем была работа на местном кабельном телевидении оператором, при этом он еще сам мог писать дикторские тексты, монтировал видеосюжеты. Потом опять была районка, только название другое – «Новая газета».
Весной 1995 года мы переехали из Охи в Южно-Сахалинск и стали звать друзей сюда. Через два года они решились на переезд. Сначала Люба с детьми. Некоторое время они пожили у нас, пока искали квартиру. Мне было весело: две «жены», четверо детей, собака и кот.
Илья переехал потом, когда сняли «двушку» в Черемушках. Эту маленькую квартиру помнят все макаровские знакомые Касьянов. Квартира была их творческой мастерской и мини-гостиницей. Мебели не хватало. Гости сидели на стопках книг, но это было не важно. Те годы и посиделки у Касьянов все друзья вспоминают с самыми теплыми чувствами: мы говорили за жизнь, хохмили, веселились от души! Были полны новых планов и надежд…
Таким был мой друг: разносторонним, веселым, харизматичным, увлеченным человеком.
На годовщину гибели папы Дима Касьян смонтировал видеофильм, положив фотоснимки тех времен на песню Александра Градского «Как молоды мы были…» Там Илья всегда молодой…
Я – мужик, но когда смотрел этот ролик, душа переворачивалась…
Записала Александра Ким.
(Из книги «Неоконченный реквием».)
|