Специалисты системы Роспотребнадзора контролируют радиационную безопасность на наших островах.
ОБЕД ДЛЯ БЕТА-ГАММА-СПЕКТРОМЕТРА
Зелень, доставленная прямиком с грядки, молодой картофель и свежевыловленная горбуша – не правда ли, неплохая основа для летнего меню? Однако все эти продукты попали не на обеденный стол, а… в отдел радиационной гигиены и физических факторов внешней среды, который является подразделением Центра гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области.
Неужели спустя два года после известной аварии на АЭС «Фукусима-1» у жителей островной области вновь возникла тревога за свое здоровье и они попросили специалистов проверить, насколько безопасны употребляемые продукты?..
– Вовсе нет, проверка продуктов, которую мы только что завершили, проводилась в плановом порядке, – рассказала врач упомянутого выше отдела Галина Югова. – В целом же мы исследовали на гамма-бета-спектрометрическом комплексе «Прогресс-БГ-А» с начала нынешнего года 54 пробы самых различных продуктов. Концентрация радионуклидов цезий-137 и стронций-90 определялась также в пернатой дичи, молоке, ягоде, свинине, говядине и т. п. Могу заверить: абсолютно все, что мы проверили, можно использовать в пищу без каких-либо опасений...
В подтверждение своих слов специалист предложила познакомиться с объемистыми таблицами, в которые занесены результаты работы лаборатории. И любой, кого заинтересуют точные данные, может увидеть в них, например, что в свежевыловленной горбуше содержание цезия-137 составило менее 3 беккерелей на килограмм массы, а стронция-90 – менее 6 Бк/кг.
А именно на эти радионуклиды обязательно проверяют после фукусимских событий предоставленные пробы островные санврачи. Дело в том, что названные радиоизотопы в природе «в диком виде» не встречаются, поскольку являются техногенными, то есть порождены созданным человеком оборудованием, производствами и т. п.
Стоит также добавить: по действующим в нашей стране санитарным нормативам НРБ-99/2009 безопасными для здоровья человека считается присутствие в рыбе цезия-137 в концентрации в 130 Бк/кг, а стронция-90 – в 100 Бк/кг. Проще говоря, таких радионуклидов в горбуше нынешней путины наблюдается во многие десятки раз меньше, чем это допустимо.
Естественно, что проверке подвергаются не только продукты. В нынешнем году, например, специалисты Центра гигиены и эпидемиологии исследовали содержание радиоактивных частиц в стройматериалах, в морской и пресной воде, в почве и т. д. Причем работа здесь идет не только по заранее утвержденному плану, но еще и по отдельным, разовым поручениям и заказам.
Так, в нынешнем году, в соответствии с разосланным по системе Роспотребнадзора указанием, радиологи исследовали содержание цезия-134 в древесном угле – том самом, упаковки которого продаются в наших магазинах для приготовления шашлыка.
Откликаются в лаборатории и на просьбы населения: не так давно именно сюда принесла одна из сахалинок образец морского песка с просьбой установить, какова в нем концентрация частиц калия-40. Природный нуклид там, конечно же, нашли, но в таких мизерных количествах, что песок островитянка тут же использовала в личном хозяйстве.
Стоит подчеркнуть: если бы какое-то исследование дало хоть малейший повод для тревоги, то соответствующая информация сразу же стала бы достоянием не только всех заинтересованных служб и ведомств, но и рядовых жителей области.
Кстати, любой из островитян, пожелавший получить подробные данные, что называется, из первых рук, может зайти на официальный сайт Центра гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области: www.sakhgig.ru. Совсем недавно, например, там появился очередной отчет под красноречивым названием «Мониторинг радиационной обстановки на территории Сахалинской области за I полугодие 2013 года».
БЕСПОКОЙНОЕ СОСЕДСТВО
В феврале нынешнего года у тех дальневосточников, которые внимательно следят за сообщениями о продолжающихся утечках в океан зараженной воды с АЭС «Фукусима-1», добавился еще один повод для беспокойства. В другой соседней с нами стране – КНДР – провели ядерные испытания, после которых специалисты зафиксировали присутствие в атмосфере над Россией и Японией радиоактивного газа ксенон-133.
Правда, в отличие от многих других нуклидов этот газ существует недолго – так называемый период полураспада у него занимает не более пяти суток. Поэтому санврачи и относятся к нему не столько как опасному, поражающему нуклиду, сколько как к некоему маркеру, указывающему на то, что ядерный подземный взрыв действительно состоялся.
Тем не менее главный государственный санитарный врач страны и руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко сразу же дал указание всем подведомственным службам на Дальнем Востоке производить необходимые измерения каждые 12 часов.
Измерения, как сообщили представители Центра гигиены и эпидемиологии в островном регионе, продолжаются и сегодня. Тревожных данных не обнаружено и здесь.
Одновременно в большинстве районов области ежедневно ведутся и измерения так называемых гамма-излучений, которые составляют своеобразный фон нашей повседневной жизни. Так вот, при безопасной норме в 0,3 микрозиверта в час максимум был отмечен в Корсаковском районе, где прибор выдал показания всего в 0,16 мкЗв/час. И, между прочим, есть в нашей стране регионы, где природный радиационный фон куда выше, чем на Сахалине и Курилах.
– Работа и в этом направлении велась как до «Фукусимы», так и после, – сообщил главный врач Центра гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области Сергей Самарский. – Замечу, что если по плану за полугодие наши специалисты обязаны были выполнить немногим более 1,2 тыс. таких измерений, то фактически сделали свыше 6,4 тыс. Помимо всего перечисленного, ведем еще и регулярный контроль за транспортом и различными грузами, которые доставляются из Японии. В общем, когда речь идет о здоровье и безопасности населения, мы не экономим, а, наоборот, делаем все, что в наших силах. Добавлю, что наши специалисты всегда готовы объединить усилия с другими заинтересованными ведомствами, которые также наблюдают за радиационной обстановкой, – МЧС, ветслужбами и т. д. Одновременно наш центр активно сотрудничает с учеными из головных институтов страны, занимающихся проблемами радиационной безопасности. И это приносит свои положительные результаты…
ПЕРИОД ПОЛУВЫВЕДЕНИЯ
Ожидается, что на Сахалин и Курилы нынешним летом вновь могут приехать для очередных исследований ученые Санкт-Петербургского НИИ радиационной гигиены им. П. Рамзаева. Одна из их задач – проследить, как путешествуют радионуклиды по пищевой цепочке, ведь некоторые из частиц способны постепенно накапливаться в организме человека.
Насколько это опасно? Свой вопрос мы адресовали научному руководителю прошлогодней экспедиции в островную область кандидату медицинских наук Валерию Рамзаеву.
– Отмеченный в выбросах АЭС «Фукусима-1» радионуклид цезий-134 имеет сравнительно короткий период полураспада – всего два года, поэтому сегодня его количество в окружающей среде упало более чем в 2 раза, – пояснил специалист, кстати заметить, не один год проработавший также в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. – Что касается цезия-137, то у него период полураспада составляет около 30 лет, и его количество в фукусимских выпадениях снизилось лишь на 5 проц. Оба радионуклида действительно накапливаются в организме человека, в основном за счет потребления пищи и немного – с вдыхаемым воздухом. Однако одновременно с этим происходит и естественное их выведение из организма. Причем со строго индивидуальной скоростью. У меня, например, период полувыведения цезия-137 составляет 68 дней. Ну а в среднем для организма взрослого мужчины он принят равным 110 дням…
Ученый обратил внимание и на то, что регулярно подтверждают своими исследованиями островные санврачи, – содержание фукусимского радионуклида в пищевых продуктах дальневосточников крайне мало.
– И мы не ожидаем нарастания их концентрации, – добавил В. Рамзаев. – Так что основания для беспокойства в настоящее время нет…
|