Сахалинский музей истории железной дороги пополнился новым экспонатом – тепловозом ТГ-16.
ОТ БЫЛОГО К СОВРЕМЕННОМУ
За более чем 60-летний период история островной железнодорожной магистрали обогатилась массой событий и фактов. Основные из них нашли свое отражение в многочисленных экспонатах на полках и стендах музея Сахалинской железной дороги. Все они были старательно собраны, сохранены и переданы представителями разных поколений сахалинских железнодорожников.
Музей истории Сахалинской железной дороги открылся летом 2004 года в помещении Дома культуры железнодорожников. Этому событию предшествовала огромная подготовительная работа по сбору материала, оставшегося от ранее существовавших комнат трудовой и боевой славы в отделении дороги, на предприятиях. А также из областного архива и музея истории Дальневосточной железной дороги. Часть экспонатов и документов была получена от родных и близких ветеранов-железнодорожников или просто неравнодушных людей.
Так, фуражку дежурного музею в апреле 2013 года подарил начальник железнодорожной станции Южно-Сахалинск Алексей Ромашин. Кстати, в этих фуражках дежурные и сейчас встречают и провожают поезда. А форму машиниста 70-х годов презентовал холмчанин Виктор Иванов.
В музее можно ознакомиться с историей железной дороги периода ее строительства и эксплуатации до начала военных действий, восстановления и реконструкции в послевоенный период, начала переустройства на общероссийскую колею.
Основные экспозиции – это фотографии, где запечатлены люди, техника, события. К примеру, эксклюзивным считается фото первого поворотного круга. С помощью этого устройства можно было легко повернуть поезд с севера на юг. Так делают и сейчас, только круг стал куда совершеннее.
В музее есть все, что касается истории развития стальной магистрали, – образцы рельсов и шпал в разрезе; билетные компостеры; родоначальники вычислительной техники, в том числе арифмометр «Феликс»; путеизмерительные шаблоны для контроля исправности состояния пути еще 30-х годов и послевоенного периода; макеты автосцепок, которые устанавливаются между вагонами.
Имеется в музее даже железная марка с двухпролетного моста через реку Сусуя на десятом километре закрытой железнодорожной ветки Новоалександровск – Синегорск. Эту марку музею подарил один из старейших работников железной дороги, но так и не признался, зачем когда-то давно ее скрутил. Сейчас таких табличек уже давно нет.
Представлены в музее макеты вагонов: полувагон без крыши, предназначенный для перевозки сыпучих грузов, вагон-летник – для перевозки скоропортящихся продуктов.
Имеется и некогда неотъемлемый атрибут всех железнодорожных станций – колокол. Его привезли со станции Буюклы.
– Когда-то такие колокола использовались для оповещения пассажиров о прибытии-отправлении поезда и начале посадки, а сейчас их заменил громкоговоритель, – рассказал директор музея истории железной дороги Сахалина Андрей Чиликин.
То же произошло и с фонарями. Выставленные в музее ручные керосиновые фонари, с которыми дежурные выходили встречать поезда на станции, сейчас заменили обычные электрические фонарики. А вместо маленьких фонарей, которые вешали в хвостовые вагоны, чтобы обозначить конец поезда (если такой фонарь не висит, значит, поезд прибыл не в полном составе), теперь вешают светоотражающие.
В глаза бросается необычный агрегат – первый жезловой аппарат. Оказывается, он служит способом связи при движении поездов на однопутных участках железных дорог. Жезловая система по сей день обеспечивает безопасность движения, исключая одновременное пребывание на перегоне более одного поезда.
НА ОСОБОМ СЧЕТУ
Еще одна экспозиция посвящена ликвидации последствий снежных заносов и тайфуна Филлис, происшедшего в августе 1981 года. Тогда работниками железной дороги была проделана колоссальная работа по расчистке и восстановлению железнодорожного полотна.
Отдельное внимание сотрудники музея уделили достижениям железнодорожников-спортсменов. Дипломы и кубки – наглядный пример успешной спортивной жизни клуба «Локомотив» в 60–70-х годах и личных достижений. Например, зимой 2013 года бывший директор музея Юрий Проселков в свои 70 лет занял третье место на лыжных соревнованиях. Его фотографии занимают почетное место на стенде.
Дирекция музея не могла не посвятить одну из экспозиций бывшему начальнику Сахалинского отделения Дальневосточной железной дороги Виктору Пономаренко. Ведь именно в период его работы была решена проблема пропуска общесетевых вагонов на сахалинских линиях железной дороги с модернизацией тележек, частичной реконструкцией тоннелей, усилением земляного полотна. На станции Холмск был построен комплекс объектов, поступающих с паромной переправы Ванино – Холмск. Осуществление этих мероприятий обеспечило бесперевалочную доставку грузов в Сахалинскую область и сократило сроки их доставки.
Аудитория музея широка – юные железнодорожники с Малой Сахалинской железной дороги, курсанты дорожно-технической школы железной дороги, учащиеся и студенты колледжей и вузов, а также пенсионеры, жители города и области. За 2013 год проведено 20 экскурсий, из них четыре – профориентационные для учащихся муниципальных школ Сахалинской области.
Пользуется популярностью музей и у туристов, в том числе и иностранцев, чаще всего – из Японии. В день, когда я пришла на экскурсию, Андрей Николаевич рассматривал старинное фото. Как оказалось, его принесла пожилая японка, которая представилась правнучкой Ирумогавы Дендзо. Он был начальником железнодорожной станции Тойохара в 1935 году. На старом фото ей всего годик.
ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ
На этом экскурсия не заканчивается. Возле вокзала на площадке под открытым небом расположились образцы уникальной железнодорожной техники, причем некоторые экспонаты по сей день в рабочем состоянии.
Самыми первыми были установлены отечественная 25-тонная цистерна, построенная в 1954 году на Мариупольском металлургическом заводе, и снегоочиститель на базе секции тепловоза ТГ-16 Людиновского тепловозостроительного завода, сделанный местными умельцами в 1983 году.
Позже коллекцию пополнили снегоочиститель «Паровой ротор» японского производства 1936 года постройки, вагон дизель-поезда «Киха-58» также японского производства 1963 года постройки, подаренный Сахалинской железной дороге в 1993 году. Он использовался по назначению до 2000 года, а потом был списан из-за отсутствия запчастей.
В 2007 году на площадке музея появились путевая ремонтная подбивочная машина для одиночной смены шпал и целый состав, состоящий из цистерны, крытого вагона, полувагона, платформы, хоппер-дозатора.
Особняком стоит экскаватор паровой на гусеничном ходу. Его произвели на Ковровском экскаваторном заводе в 1935 году, а потом передали на Сахалин. Отработав 40 лет в карьере на погрузке песчано-гравийной смеси для нужд железной дороги, он был списан в коллекцию музея.
Огромную площадь занимает мощный отвальный плуг. Он был построен в Германии в 1949 году и работал на Холмской дистанции пути до августа 2007 года.
Участниками туристско-краеведческого клуба «Пилигрим» в районе заброшенного поселения Агнево-Рудник были обнаружены два паровоза колеи 750 мм, построенные в 30-х годах прошлого столетия на Новочеркасском локомотивостроительном заводе имени С. М. Буденного. Эти паровозы работали на вывозке угля с шахты поселка Агнево-Рудник до пристани Агнево-Берег с 1940 по 1945 год. Летом 2008 года они были доставлены в Южно-Сахалинск, и после реставрации в тепловозовагоноремонтном депо один из паровозов установили на площадке музея.
Не так давно в распоряжение железнодорожного музея поступил новый экспонат – тепловоз ТГ-16. Он прошел по Сахалинской магистрали более 15,5 млн. км, а потом был отправлен в резерв.
Этот тепловоз был произведен в 1972 году на Людиновском тепловозостроительном заводе, а затем запущен в эксплуатацию Холмским оборотным локомотивным депо. За свой внешний вид и форму кабины тепловоз ТГ-16 от железнодорожников, машинистов и любителей железнодорожного транспорта получил прозвище «Колун».
– ТГ-16 смог заменить три паровоза. Его мощность позволяла тянуть грузовой состав весом до 3 тыс. тонн, тогда как паровоз мог тянуть 700–800 т. Сегодня в Сахалинском регионе ДВЖД в эксплуатации находится 35 тепловозов ТГ-16. Трудовой стаж большинства из них – в пределах 40–45 лет, – рассказал А. Чиликин.
В ближайшее время будут отреставрированы и установлены в музее детали и узлы стрелочных переводов, гидроколонок, дизель-поезд, тепловозы ТГМ-7 и ТГМ-11 и другая техника и оборудование, представляющие известную историческую ценность.
Продолжается поиск старой железнодорожной техники. Для этого привлечены областные коллекционеры, любители старины по разным интересам, неработающие пенсионеры, знакомые с железнодорожной техникой.
НАША СПРАВКА
Начало строительства железных дорог на Сахалине было положено в 1905 году, когда после окончания Русско-японской войны по условиям Портсмутского договора южная часть острова по 50-й параллели отошла Японии. На севере острова первые технологические линии были проложены на угольных и нефтяных месторождениях на рубеже 20–30-х годов прошлого столетия. Строительство железных дорог на территории губернаторства Карафуто (Южный Сахалин) велось вплоть до 1945 года. После выдворения японских оккупантов начался советский этап в истории развития Сахалинской железной дороги.
|