Памяти сахалинцев, погибших 20 августа 2003 года в авиакатастрофе на Камчатке.
ХРОНИКА ПОИСКА
20 августа
Тревожная новость пришла на Сахалин около 15.00 местного времени: агентство «Интерфакс» распространило информацию о том, что на Камчатке потеряна связь с вертолетом Ми-8, на борту которого находился губернатор Игорь Фархутдинов. Об этом сообщил заместитель начальника управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Камчатской области Анатолий Плевако. По его словам, в 13.40 (здесь и далее время сахалинское) экипаж вертолета Ми-8 государственной авиакомпании «Халатырские авиалинии» должен был выйти на связь в районе озера Курильское, однако сеанса связи не последовало.
В 12.40 вертолет вылетел из поселка Излучина в Северо-Курильск. По предварительным данным, на борту находились 10 пассажиров и 3 члена экипажа, а также 200 кг груза.
В первых сообщениях постоянно мелькали оговорки: по предварительным данным, по неуточненной информации... Телевизионные дикторы на всех каналах осторожничали: «...пропал вертолет, на борту которого предположительно находится губернатор Сахалинской области». И лишь в последних выпусках новостей этого дня стало ясно: губернатор действительно сел на этот борт вместе с другими руководящими работниками областного уровня. Делегация отправлялась в Северо-Курильск с целью проверить, как в самом отдаленном районе области идет подготовка к зиме. Сколько в самом деле пассажиров на борту – не было известно еще долго, назывались цифры от 10 до 17 человек. Причина такого разброса в том, что в нарушение всех правил экипаж пропавшей машины не оставил в аэропорту заполненные полетные листы, а взял их с собой.
Часом раньше по тому же маршруту с Камчатки улетел другой Ми-8, принадлежавший авиакомпании «Кречет», и благополучно прибыл на место. Он же первым и отправился на поиски пропавшей машины, но ничего не обнаружил. Без результата вернулись назад самолет и еще один вертолет, вылетевшие с Камчатки. В тот вечер спасательная операция на этом, по сути, и прекратилась – наступала темнота, вести активный поиск с воздуха было невозможно. Лишь находившиеся поблизости морские суда продолжали обследование акватории, хотя уже тогда было ясно, что Ми-8 вряд ли настолько далеко отклонился от маршрута, чтобы упасть в море.
21 августа
К утру в районе происшествия были сосредоточены значительные силы МЧС, УВД, Минобороны и погранвойск. В аэропорту Елизово развернут оперативный штаб. В Петропавловск-Камчатский из подмосковного Раменского в 08.10 прибыл самолет МЧС Ил-76, на борту которого прилетели 39 спасателей Центрального аэромобильного отряда МЧС и центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер», а также два легких вертолета Бо-105, водолазы с необходимым оборудованием и поисковые собаки. Началась полномасштабная спасательная операция, которую возглавил заместитель министра МЧС Геннадий Короткин. Была обозначена наиболее вероятная зона поиска – коридор длиной 100 км и шириной 4 км. Весь день в воздухе одновременно находились несколько вертолетов, велось непрерывное наблюдение на море в районе мыса Лопатка и острова Алаид. О возможности трагического исхода старались не упоминать. Руководители спасательной операции говорили одно: предполагается, что у вертолета либо неисправна радиосвязь, либо он совершил вынужденную посадку в районе, из которого радиосигнал не поступает.
Поиски осложнялись тем, что на вертолете не было аварийного передатчика международной системы КОСПАСС–САРСАТ, которая предназначена для обнаружения терпящих бедствие транспортных средств. Аварийный передатчик системы включается автоматически, и сигнал бедствия поступает через спутник в контрольно-спасательный центр не позднее чем через 2 часа. К сожалению, вертолеты, совершающие местные рейсы над прибрежной полосой, такими приборами не оснащаются. Постоянного радиолокационного наблюдения за полетом Ми-8 также не велось, поэтому спасатели могли только предполагать, где находится вертолет.
Погода в этот день также не благоприятствовала авиаторам, искавшим исчезнувший Ми-8. Низкая облачность (300–600 м) и осадки ухудшали видимость. И хотя в поисковой операции были задействованы уже более 1000 человек, второй день поиска также не принес никакого результата.
Вопросов по-прежнему оставалось больше, чем ответов. Пожалуй, самые большие опасения вызвало сообщение первого вице-губернатора Ивана Малахова о том, что на борту находится специальный телефон космической связи, с помощью которого можно было бы определить точные координаты Ми-8. Но дозвониться на этот номер не удавалось. Не было и попыток выйти на связь со стороны исчезнувших людей.
22 августа
С рассветом спасательная операция продолжилась и с воздуха, и на земле. Было разбито 4 базовых лагеря в местах наиболее вероятного нахождения пропавшего вертолета, оперативные отряды спасателей приступили к прочесыванию камчатской тайги. Одновременно с поисковыми группами места предполагаемой аварийной посадки Ми-8 обследовали 7 вертолетов поисковой авиационной группировки с наблюдателями на борту. Но все усилия по-прежнему не давали результата.
Администрация Сахалинской области объявила, что выплатит 100 тыс. рублей за достоверную информацию о месте нахождения пропавших людей и 1 млн. рублей той группе спасателей, которая первой обнаружит вертолет.
Между тем на Камчатке Межгосударственный авиационный комитет начал выяснение обстоятельств пропажи вертолета Ми-8. В рамках возбужденного уголовного дела по части 1 статьи 263 УК РФ (нарушение безопасности полетов), прокуратура устанавливала законность уставных документов авиапредприятия «Халатырские авиалинии», документации по регистрации, лицензированию, сертификации. Выяснялись обстоятельства отправки вертолета, готовность экипажа, техническая пригодность машины, проводилась экспертиза топлива. Как заявил в этот день полпред президента в ДФО Константин Пуликовский, при подготовке к полету Ми-8 были выявлены нарушения. Более того, авиакомпания вообще не имела права перевозить чиновников такого ранга.
Определилась и точная цифра находившихся на борту: 20 человек.
К обеду появились пугающие новости: обнаружено масляное пятно в озере Курильское. Но и там пропавшую машину не обнаружили.
Первое сообщение о том, что обломки Ми-8 найдены, поступило в 17.00 от «Интерфакса» со ссылкой на заместителя полпреда Александра Дроздова. Но уже через час информация была опровергнута.
Надежда, что пропавшие живы, еще оставалась…
23 августа
Весь день шли напряженные поиски, но обнаружить место катастрофы удалось не профессиональным спасателям, а экипажу вертолета «Камчатских авиалиний» под управлением опытного пилота Андрея Сабанина. Это произошло в 15.40 в районе реки Апачан в 115 км к югу от Петропавловска-Камчатского.
Самые худшие опасения подтвердились – уже с первого взгляда на место катастрофы стало ясно, что выжить никому не удалось…
Сотрудники администрации Сахалинской области, погибшие в авиакатастрофе 20 августа 2003 года:
Игорь Павлович ФАРХУТДИНОВ, губернатор Сахалинской области
Михаил Александрович ГОРЮНОВ, ведущий специалист главного финансового управления Сахалинской области
Виктор Давыдович ГУРЕВИЧ, заместитель начальника областного департамента образования
Дмитрий Геннадьевич ДОНСКОЙ, сотрудник пресс-центра администрации Сахалинской области
Илья Николаевич КАСЬЯН, главный специалист пресс-центра администрации Сахалинской области
Николай Павлович КУРТА, начальник департамента строительства Сахалинской области
Евгений Владимирович ПАПИРЕНКО, главный государственный санитарный врач Сахалинской области
Виктор Николаевич РОЗАНОВ, и.о.начальника управления топлива, энергетики и недропользования Сахалинской области
Владимир Иванович РОМАНОВ, начальник управления транспорта Сахалинской области
Евгений Григорьевич РУССКИХ, начальник управления ЖК Сахалинской области
Евгений Федорович РЫБАКОВ, исполнительный директор Федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов
Владимир Александрович СИБИРКИН, начальник департамента здравоохранения Сахалинской области
Евгений Викторович СМЫКОВ, заместитель начальника департамента по рыболовству Сахалинской области
Юрий Евгеньевич ШУВАЛОВ, консультант губернатора Сахалинской области
|