Вспоминает Александр Бурыкин, ведущий аналитик секретариата губернатора Сахалинской области, с 1997 по 2003 год работал руководителем секретариата губернатора И. П.Фархутдинова.
СЕЙЧАС ЭТО НАЗЫВАЮТ «ХАРИЗМОЙ»
Когда я познакомился с Фархутдиновым, его еще редко называли по отчеству. Это было в 1977 году, он тогда, по его собственному выражению, «директорствовал на комсомоле» в Тымовском районе. А я только начал работать инструктором обкома ВЛКСМ, и моя первая командировка случилась как раз в Тымовское.
Он уже в молодые годы был человеком, на которого невольно обращаешь внимание. Сама фигура, поворот головы, голос, манера держаться… То, что сейчас называют «харизмой». Природный артистизм в себе он, безусловно, чувствовал, не случайно ведь с успехом занимался в драмкружке. И совершенно не стеснялся проявить эти таланты на публике. Например, участвовал… в показе мод! Да-да, представьте себе: первый секретарь Тымовского райкома комсомола несколько раз за вечер выходит на сцену Дома культуры, чтобы продемонстрировать наряды, сшитые девушками из местного ателье мод.
Но дело, конечно, не только во внешних данных. Игоря Павловича отличала особая созидательная энергия, целеустремленность, желание сделать что-то большое, масштабное. При этом он вовсе не был карьеристом, в смысле – не просчитывал каждый свой шаг по служебной лестнице. Просто за что бы он ни брался, все делал с полной отдачей, по-другому не умел. И мелочей для него просто не было.
Однажды, накануне Первомая, работаем на субботнике – очищаем территорию возле администрации области. Подъезжает Игорь Павлович, в тот период мэр Южно-Сахалинска, выходит из машины, здоровается и начинает упрекать, что не так мы дорогу чистим, и ну показывать нам, как правильно уличную грязь убирать. Любил, чтобы порядок в городе был, знал и понимал в этом толк.
ИСТОРИЧЕСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
Он оказался очень вовремя в должности губернатора. Я думаю, его назначение вполне можно назвать историческим для нашего региона.
1995 год. Сложнейшее время! В области буквально все разваливалось: экономика, социальная сфера, люди массово уезжали, не видя здесь никаких перспектив. Нужен был человек, который сумел бы при минимуме ресурсов, концентрацией собственной воли, организаторским талантом все это удержать.
Кстати, Игорь Павлович не раз говорил, что самое главное качество в человеке – это воля, а все остальное сложится, если есть устремленность к достижению цели. И для него этот критерий при подборе людей в команду всегда был основополагающим.
Сегодня, когда успехи в развитии экономики Сахалина значительны, особенно хорошо заметно, что начало почти всем нынешним достижениям было положено именно во второй половине 90-х, при И. П. Фархутдинове. Реструктуризация угольной отрасли, становление рыбопромышленного бизнеса, транспорт, энергетика и, конечно же, мощный старт шельфовых проектов… Я, пожалуй, и не вспомню отрасли, которой бы Игорь Павлович лично ни занимался.
При этом он, конечно же, не был сведущ абсолютно во всем. Но каждый вопрос, тем более малознакомый, старался изучить. Работая над реструктуризацией угольной отрасли, изучал опыт Кузбасса.
В его обширной рабочей библиотеке были книги очень разные по содержанию. Причем, не только специальная литература по экономике, политике, но и книги по искусству, и авторские экземпляры, подаренные писателями. А одной из самых любимых была книга А. П. Чехова «Остров Сахалин», которую он знал досконально.
После каждой командировки за пределы области он возвращался другим, обновленным, с еще большей энергетикой. Он поразительно быстро развивался как руководитель области, быстро вникал в проблемы экономики, социальной сферы, находил решения, видел перспективы, улавливал самое главное, мог буквально в нескольких словах дать очень точную характеристику обстоятельств, людей, событий.
Особенное значение придавал экономическому и социальному развитию Курильских районов. Игорь Павлович очень активно работал с руководством страны, Государственной думой РФ, Советом Федерации РФ, федеральными министерствами, губернаторами, руководителями крупнейших российских компаний.
Игорь Павлович каким-то особым чутьем подбирал в свою команду толковых людей, но главное – умел их слушать, доверять им. Никогда не было у него этакого снобизма: мол, я – начальник, ты – дурак. Его заместителями, руководителями структурных подразделений администрации области, мэрами муниципальных образований работали, как правило, люди очень цельные, отличные специалисты, с каждым у него складывались деловые отношения, основу которых составляла преданность делу, умение эффективно решать поставленные задачи.
ОН СМОГ ОДУХОТВОРИТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Думаю, на каждом историческом этапе будет своя оценка того, что И. П. Фархутдинов сделал для области. Это неизбежно. Время все расставит по своим местам.
В свое время по поводу нефтегазовых проектов, реализуемых на сахалинском шельфе на условиях СРП, шла отчаянная дискуссия в обществе: будут они полезны или нет. Многие говорили, что мы «продались за бесценок» иностранным инвесторам… Когда Игоря Павловича за шельф ругали, он иногда расстраивался и говорил: «Да я здесь при чем? Первые соглашения подписал не я, есть Закон о СРП, а мне просто это все надо выполнять. Я и выполняю». И выполнял так блестяще, что производил неизгладимое впечатление на противников, сторонников, руководителей нефтегазовых компаний с многолетней славной историей, послов зарубежных стран, участвующих в проектах «Сахалин», в коридорах федеральной власти. На переговорах ставил вопрос об освоении шельфа так: «Мы не побежденные, а вы не победители, мы одно дело делаем. Да, вы нам нужны. Но и мы нужны вам не меньше».
В тот период было чрезвычайно важно, чтобы «нефтяные» деньги скорее начали работать на развитие Сахалина и Курил. Первые же платежи, которыми могла распоряжаться администрация области, пошли полностью на удовлетворение самых острых потребностей людей – пошли в социальную сферу. Кстати, в то время задержки заработной платы были обычным делом, и Игорь Павлович взял за правило свою зарплату получать последним из областных бюджетников. Пока все не получат, он и сам не получал! Работал без малейшей поблажки к себе самому, и от подчиненных требовал того же.
Он смог одухотворить государственное управление, вкладывая в работу всю душу. Люди это видели, буквально заражались его энергией, преданностью делу, области, стране, которым он вдохновенно служил.
Думаю, больше всего Игорь Павлович любил созидать, строить. Он очень хотел сделать Южно-Сахалинск и другие города области более современными и удобными для жизни. Он часто повторял, что Россия начинается с Сахалина и Курил – какой мы сделаем область, так и о стране думать будут.
А на открытии автомобильной дороги на Холмск, стоя на перевале и любуясь новой трассой, серпантином вьющейся внизу, произнес: «Посмотри, какую красоту я построил! После меня это людям останется…»
|