Вспоминает Борис Рамазанович Мисиков, ректор Сахалинского государственного университета.
Мои воспоминания об одном из самых ярких руководителей Сахалинской области в первую очередь связаны с историей развития островного университета. С Игорем Павловичем Фархутдиновым мы стали более тесно общаться в начале 90-х годов, когда начинали работать в горсовете Южно-Сахалинска. Уже тогда это был яркий лидер, цельный политик и харизматичный руководитель.
Я в этом лишний раз убедился, когда Игорь Павлович возглавил южно-сахалинскую мэрию, и мне, как молодому ректору, приходилось решать с ним массу оперативных вопросов. Я отлично помню, что с первых месяцев работы Фархутдинов задал хороший тон: он старался по максимуму поддерживать образование и науку, сначала на городском, а потом и на областном уровне. У действующего губернатора области Александра Хорошавина тоже сложился подобный подход к данным направлениям, в эти отрасли сегодня вкладываются и привлекаются немалые средства.
Но Игорю Павловичу было сложнее уделять особое внимание этим сферам, потому что область не имела в те годы такого солидного бюджета. Несмотря на ограниченность в финансах, Игорю Фархутдинову удалось выработать системный подход к развитию образования и науки, в чем надо отдать ему должное. В те же годы был создан и первый на Сахалине научно-экспертный совет при областной администрации, состоящий из сахалинских ученых.
Я всегда ценил эту позицию, и поэтому не случайно Игорь Павлович стал первым человеком, которому в 1998 году из Москвы я дал телеграмму о создании университета. Фархутдинов активно этому способствовал – обсуждал перспективу преобразования учебного заведения, подписывал необходимые бумаги и ходатайства, которые были направлены в столицу.
Когда я вышел из приемной председателя российского правительства Сергея Кириенко с положительным решением, немедленно отправился в ближайшее почтовое отделение и сообщил телеграммой главе островной администрации, что по его ходатайству в Сахалинской области создан университет.
Затем Игорь Павлович сам занялся наукой и начал работать над докторской диссертацией, касающейся вопросов промышленной политики и энергетики на примере Сахалинской области. Он посвятил этой многогранной теме несколько книг, без посторонней помощи защитил докторскую диссертацию, поскольку отлично разбирался в данном вопросе.
Как любой ученый, он ощутил потребность в учениках: вышло совершенно естественно, что он стал с нами сотрудничать уже на профессиональной основе. Игорь Павлович в течение ряда лет читал лекции по экономике, делая упор на региональную специфику.
Фархутдинов оказался блестящим лектором: он интересно выстраивал занятия, свободно вел себя за кафедрой, чем заслужил неподдельный интерес к своим лекциям со стороны студентов и преподавателей. Потом у него появились дипломники и аспиранты, и Игорь Павлович был чрезвычайно требователен к научным текстам. Аспирантов, студентов-дипломников, несмотря на постоянную занятость, он принимал вечерами в островной администрации.
Позже И. П. Фархутдинов вошел в состав Ученого совета СахГУ и постоянно участвовал в его заседаниях. Через какое-то время члены этого самого совета представили его к ученому званию профессора по кафедре экономики. Его слово всегда было веским, и вовсе не потому, что он возглавлял островную администрацию, – мои коллеги считали его серьезным ученым и практиком в одном лице.
Любопытно было наблюдать, как на заседаниях совета, особенно при обсуждении спорных вопросов, раскрывался масштаб его личности, интересов, умение предвидеть развитие событий, сила воли. Несмотря на то, что Игорь Павлович иногда бывал достаточно резок в суждениях, он умел дискутировать и принимать чужую точку зрения, не уходил от споров – а это очень ценные качества для ученого и политика.
Именно благодаря Игорю Павловичу сложилась традиция прочного сотрудничества университета с областной властью. По его инициативе было подписано первое в истории области соглашение между островной администрацией, тогдашним департаментом образования и университетом. На основе этого документа в состав нашего вуза вошли средние специальные учебные заведения: Южно-Сахалинский и Александровск-Сахалинский педагогические колледжи, а также Сахалинский театральный колледж.
Потом по решению Фархутдинова нам передали под строительство большого учебного корпуса недостроенные здания учебно-производственных мастерских, расположенных возле ПУ №2.
Перестройка этого объекта тоже вошла в тройственное соглашение, но, к сожалению, его не успели сдать, пока Игорь Павлович был жив. Сейчас проект, начатый Фархутдиновым, продолжает действующий губернатор области Александр Хорошавин, который так же внимательно наблюдает за работой университета и помогает ему. Надеюсь, что за счет федеральной программы через пару лет новый корпус получится сдать в эксплуатацию.
Еще один показательный момент, свидетельствующий о том, что Фархутдинов воплотил в себе исключительные качества видного политика. В конце 90-х он сумел предвидеть, что область рано или поздно столкнется с дефицитом квалифицированных кадров в различных отраслях экономики. Первые прогнозы по потребностям специалистов были сделаны под его руководством, он очень внимательно относился к этим цифрам. Фархутдинов отлично понимал роль подготовки кадров для развития нашей территории. Много лет назад он совершенно точно сумел предсказать, что нам будут нужны переводчики с иностранных языков, поскольку мы живем в АТР, инженеры и специалисты, занятые на шельфовых проектах.
Я воспринимаю Игоря Фархутдинова как союзника, единомышленника, который принимал судьбоносные для нашего вуза решения и помогал как заинтересованный, просвещенный руководитель. Его имя внесено первым в Книгу почетных профессоров СахГУ, что произошло уже после трагических событий десятилетней давности. В честь профессора Фархутдинова назван малый лекционный зал института экономики и востоковедения, где он так часто встречался со студентами. Именно он заложил основы развития нашего университета и всей области, благодаря чему мы можем говорить об определенных достижениях и достойно выглядеть на фоне других российских регионов.
|