На своих последних заседаниях Сахалинская Дума рассмотрела сразу несколько десятков федеральных законопроектов и региональных законодательных инициатив. О том, какие изменения произойдут в ближайшее время в российском правовом поле, мы попросили рассказать заместителя председателя думского комитета по социальной политике Сергея СЕДОВА.
–Какие из обсужденных островными парламентариями законопроектов вы бы выделили в первую очередь?
– Сразу семь наших коллег из Госдумы предложили законопроект, который нужен жителям островной области как никому другому. Речь идет об изменениях в действующем Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Напомню, что его приняли более 15 лет назад, а за это время у нас, да и по стране в целом, произошло немало крупных аварий, лесных пожаров, наводнений и тому подобных ЧП. Так вот, выяснилось, что зачастую имеющаяся система реагирования на чрезвычайные ситуации действует неэффективно либо запаздывает. И в том числе – сбои при взаимодействии различных органов власти и спасательных служб, неясности с разграничением их уровня ответственности и полномочий на конкретной территории, их роль в привлечении населения к ликвидации последствий аварий или стихийного бедствия. Например, было даже неясно, в каком режиме надо работать в подобных случаях, на каком уровне реагировать на происходящие события. Теперь же законодатели четко прописали, что органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС станут работать в трех режимах. Первый из них – это режим повседневной деятельности, когда никаких бед не предвидится, но сами спасатели и органы власти, тем не менее, не сидят сложа руки, а продолжают наблюдение за проблемными направлениями, организуют обучение населения, поддерживают в порядке необходимые запасы спецсредств, продовольствия и т. д. А вот если, скажем, поступает штормовое предупреждение или прогноз на подход цунами, то все переходят на второй режим – повышенной готовности. И когда ЧП происходит, мы приступаем к работе уже в режиме чрезвычайной ситуации – вводим в дело все доступные ресурсы, принимаем дополнительные меры безопасности, привлекаем технику и специалистов предприятий разных форм собственности и т. д. А чтобы не было ошибок при распределении сил и средств, законодатели предложили ввести четыре уровня реагирования на чрезвычайные ситуации – местный, региональный, федеральный и особый. Понятно, что они зависят от масштабов возникшей угрозы и вводятся соответственно по решению главы муниципального или областного органа власти, а в двух последних случаях – по решению российского правительства либо президента РФ. При этом должностные лица и органы власти получают возможность ограничивать доступ людей в зону чрезвычайной ситуации, приостанавливать там деятельность предприятий и организаций, определять порядок использования средств связи и т. п. Однако разработчики нового закона здесь же ввели и существенное условие: все предпринятые меры не должны ограничивать права и свободы граждан.
– А обсуждали ли вы законопроекты, которые касаются обычной, повседневной жизни россиян, социальной сферы?
– Один из таких документов внесен депутатами Госдумы И. Лебедевым, С. Ивановым и В.Семеновым. Они предлагают откорректировать статью 24 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Напомню, что в нем закреплено требование – запретить с
1 января 2012 года торговлю во временных сооружениях на рынках Москвы, Санкт-Петербурга и столиц субъектов Федерации. На всех остальных рынках такой же запрет вводится с начала 2013 года. Но ведь на многих наших рынках за несколько оставшихся месяцев уже просто не успеют построить капитальные здания, а в селах или небольших поселках их возводить пока и вовсе некому. Поэтому парламентарии предложили отсрочить запрет до 1 января 2014 года.
А вот какой житейской проблеме посвящен другой законопроект, красноречиво говорит его название – «О водоснабжении и канализовании». Это очень серьезный и объемный документ, в котором отрегулированы буквально все правоотношения между поставщиками и потребителями воды, органами власти и контролирующими службами. Там подробно расписано, например, как регулируются тарифы в водопроводно-канализационном хозяйстве, кто и когда обязан размещать в Интернете и СМИ сведения о качестве горячей воды, какие штрафы и с кого взимаются за различные нарушения и многое другое.
Хотел бы при этом заметить, что социальной сфере было посвящено и немало инициатив, подготовленных депутатами различных субъектов Федерации. Я, например, высоко оценил обращение законодательного собрания Республики Карелии, которое адресовано министру регионального развития России В. Басаргину. Наши коллеги предложили внести изменения в Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение или строительство жилья. Дело в том, что эти деньги пока нельзя использовать на погашение процентов и основной суммы ипотечного жилищного кредита. Между тем и в Карелии, и в нашей области многие молодые семьи смогли приобрести жилье как раз с помощью ипотеки. Если это предложение законодателей получит поддержку в правительстве, то популярная социальная программа обретет второе дыхание.
– Какие же решения принял островной парламент по всем рассмотренным федеральным законопроектам и региональным инициативам?
– Поскольку мы обсудили несколько десятков документов, то и решения были разными: какие-то поддержали, другие – приняли к сведению. Но в этот раз на рассмотрение не поступило ни одного законопроекта, который бы вызвал острые дебаты, а то и вовсе протест у наших депутатов. Это свидетельствует о том, что в целом федеральное правовое поле развивается в нужном для всех направлении, а сами документы тщательно готовятся и прорабатываются в профильных комитетах. А уже в следующем месяце, после завершения парламентских каникул, мы наверняка рассмотрим очередные законопроекты и инициативы, которые также нацелены на решение других, не менее важных, проблем.
|