Угольная отрасль Сахалина имеет хорошие перспективы
В преддверии Дня шахтера, который традиционно отмечается в последнее воскресенье августа, наш корреспондент встретился с генеральным директором крупнейшей на Сахалине угледобывающей компании «УК «Сахалинуголь» Анатолием Николаевым и попросил его рассказать о том, как сегодня живет отрасль.
– Анатолий Алексеевич, для многих сахалинцев День шахтера – это праздник «со слезами на глазах». Четверть века назад отрасль была одной из ведущих в экономике области, угледобывающие предприятия являлись градообразующими для десятков населенных пунктов. Сейчас даже трудно поверить, что так было…
– Действительно, экономические реформы и прошедшая в конце 90-х так называемая «реструктуризация» ударили по отрасли очень больно. И тем не менее она жива и, более того, имеет огромные перспективы. Запасы угля на Сахалине исчисляются миллиардами тонн. А если быть более точным, общие прогнозные запасы угля до глубины 300 метров оцениваются в 14 млрд. тонн! А рядом – перспективные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Стремительно развивающаяся экономика Китая, которая требует все больше и больше энергоресурсов, Южная Корея, Япония, где после аварии на АЭС «Фукусима-1» предполагается пересмотреть энергетическую политику в сторону электростанций, работающих на органическом топливе. Спрос на наш уголь уже растет и будет расти далее. Словом, потенциал угольной отрасли Сахалина очень велик.
– Однако пока он используется лишь в незначительной степени.
– Причина давно известна: неразвитая транспортная инфраструктура, длительная, а от того и дорогая рейдовая погрузка, которая позволяет обрабатывать только небольшие суда. А везти уголь из основного добывающего Углегорского района до железной дороги – это отдельная история. Кто ездил от Ильинского до Углегорска, тот знает, во что превращается трасса, когда по ней проходит всего лишь около полутора миллионов тонн угля в год.
Однако ситуация в скором времени должна измениться кардинальным образом. Угольные компании и иностранные инвесторы начинают вкладывать большие деньги в модернизацию портов для увеличения экспортных поставок. Существуют серьезные планы по реконструкции Углегорского, Шахтерского портов. Однако с гордостью хочу отметить, что автором самого амбициозного проекта, который, кстати, уже получил поддержку на всех уровнях власти, вплоть до премьер-министра страны Владимира Путина, является именно наша компания. В райне мыса Изыльметьева под Углегорском мы планируем построить новый порт – углепогрузочный терминал для приема судов водоизмещением от 40 до 120 тыс. тонн у причальной стенки. Через этот терминал будет отгружаться на экспорт уголь крупнейшего на Сахалине месторождения «Солнцевское», которое сейчас разрабатывает наше ООО «Сахалинуголь-2». Причем разрез и порт свяжет не имеющий аналогов в России 15-километровый ленточный конвейер.
Мы уже начали реализацию первого этапа данного проекта – техническое перевооружение ООО «Сахалин-уголь-2». На предприятие уже начали поступать уникальные для острова 130-тонные карьерные самосвалы БелАЗ, заказаны столь же уникальные 15-кубовые дизельные экскаваторы фирмы «Либхерр». Причем новая техника этой фирмы уже работает на разрезе.
После выхода конвейера и портового терминала на проектную мощность станет возможным увеличить добычу на разрезе за счет экспорта и довести ее суммарно до 6 млн. тонн угля в год с дальнейшей перспективой развития до 10 млн. тонн. Проект позволит избежать сокращения порядка 2 тыс. рабочих мест в добывающей и смежных областях, которое могло бы произойти из-за ожидаемого перевода энергетики области на газ, более того, создаст дополнительно еще порядка 2 тыс. рабочих мест. Налогооблагаемая база вырастет на 1 млрд. рублей в год.
Впрочем, мы не оставляем без внимания и другие наши предприятия. Общий объем реализуемой компанией инвестиционной программы составит в 2011 году 1,2 млрд. рублей.
– Профессия шахтера ассоциируется прежде всего с подземными работами. В составе вашей компании работает единственная действующая шахта на острове – ООО «Сахалинуголь-6». Как там сейчас обстоят дела?
– Как известно, в мае 2009 года там произошел серьезный пожар, шахту пришлось затопить. Но с помощью правительства области удалось обеспечить занятость работников, то есть самое главное – профессиональный коллектив – было сохранено. Далее начались работы по восстановлению предприятия. И в июне 2010 года шахта начала добычу угля. Причем мы не только восстановили ее, но и серьезно модернизировали. Здесь смонтирован новый очистной комплекс в комплекте с новым главным конвейером, что позволило резко сократить долю ручного труда, повысить его производительность. Месячная добыча была доведена до 40 тыс. тонн. Сегодня рассматривается вопрос о выходе шахты на новый уровень производства – 1 млн. тонн угля в год, вместо нынешних 340 тыс. Для подготовки нового очистного фронта на шахту вскоре поступят 2 новых проходческих комбайна КСП-32. Кроме того, мы сегодня всерьез изучаем вариант строительства второго шахтоучастка, то есть практически новой шахты со своим главным вентилятором и т.д.
– Когда-то слово «шахтер» звучало гордо. А как сейчас?
– К сожалению, в нашей стране в целом потерян престиж рабочей профессии, и дефицит квалифицированных кадров сегодня ощущается во всех отраслях. Мы не исключение. На наших глазах выросло поколение, для которого понятие шахтерского труда связано не с возможностями, которые он дает человеку, а скорее с трудностями. К счастью, сейчас ситуация стала меняться. В правительстве Сахалинской области есть понимание того, как решать всеобщую кадровую проблему. Вопрос сложный, конечно. При его решении должны быть взаимоувязаны действия и интересы власти, бизнеса, учебных заведений. Наша компания одной из первых включилась в эту работу. Основную ставку мы делаем на взаимодействие с шахтерским ПТУ № 19. Там для компании «Сахалин-уголь-6» уже были обучены 15 отслуживших в армии ребят по профессии «машинист горно-выемочных машин». В этом году совместно с центром занятости и в рамках модернизации шахты пройдут переобучение 20 проходчиков. В прошлом году прошли обучение профессии «водитель БелАЗа» 11 работников ООО «Сахалинуголь-2» (в нынешнем году – еще 10 водителей), поступили на работу 9 выпускников училища – 7 машинистов бульдозера, 2 машиниста экскаватора. В настоящее время на разрезе проходят производственную практику 5 машинистов экскаватора и 2 машиниста бульдозера.
Помощь в повышении престижа горняцких профессий готово оказать правительство области. По поручению губернатора области Александра Хорошавина, к 2013 году Шахтерское ПТУ должно быть полностью модернизировано. На базе училища в течение 2012 года будут построены новые мастерские, приобретена современная техника и оборудование, отремонтировано общежитие на 65 мест. Мы, естественно, в стороне не останемся, будет подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве между министерством образования Сахалинской области, ООО «Управляющая компания «Сахалинуголь» и училищем. Мы, со своей стороны, готовы выделять технику, а также обеспечить прохождение производственной практики. Кроме того, мы готовы решать (конечно, не в полной мере) и жилищные проблемы наших работников. Сейчас ведем капитальный ремонт заброшенного общежития в Шахтерске.
Будем надеяться, что совместными усилиями престиж профессии будет возрожден.
А потому, пользуясь случаем, хочу поздравить с профессиональным праздником всех работников горной отрасли Сахалина – наше время еще впереди!
|